Игорь Гуськов: «Побед и достижений в системе образования Ростовской области больше, чем проблем»
Образование – это та сфера нашей жизни, которая касается будущего страны. Потому с нетерпением ждали в редакции «Молота» прихода на очередной «четверг» министра общего и профессионального образования области Игоря Гуськова. Вопросов к министру о нынешнем состоянии школ, вузов и колледжей (а уж детских садов – так в первую очередь!) накопилось много. Но и про будущее донского образования также хотелось услышать.
Вектор развития
— За последние три года с реализацией ПНП «Образование», — сказал министр, — сама система образования стала качественно иной.
За это время в школы области поступили 1300 комплектов нового оборудования. То есть, практически каждая из 1140 школ области получила хотя бы один из них. Всего же в образовательных учреждениях области 17 тысяч компьютеров. Все школы имеют выход в Интернет.
В этом году началась реализация нового направления нацпроекта – дистанционное образование детей с ограниченными возможностями. 59 первых таких учеников с 2010 года будут заниматься с преподавателями через Интернет. Но эти технологии могут быть использованы и для обучения детей в отдаленных школах, и для обучения взрослых. То есть, понятие «школа» в перспективе не обязательно будет связано со зданием. Это, прежде всего, общение с преподавателем в процессе освоения школьных программ.
Будущее малокомплектных школ
— Ребенок независимо от места проживания должен получить качественное образование и при выходе из школы должен иметь возможность продолжить образование, на равных конкурируя со своими сверстниками, – заявил министр. — Оканчивая же малокомплектные школы, дети такой возможностью не обладают. Есть исключения из этих правил благодаря хорошим педагогам, но наша задача уравнять в правах всех, то есть, обеспечить выезд детей в опорные школы, в которых есть необходимое оборудование и квалифицированные преподаватели.
Вставка: Согласно российской статистики только в 25 процентах малокомплектных школ условия обучения отвечают современным нормам и требованиям. Педагогическое образование в этих школах имеют 75 процентов учителей.
В Ростовской области — 327 малокомплектных школ, где учатся 6,5 процентов учеников.
С 1999 года по губернаторской программе «Дорога к школе» для системы образования приобретены 1129 школьных автобусов, в том числе за счет средств областного бюджета — 943. В этом году 851 школьный автобус подвозит детей к базовым общеобразовательным учреждениям, что позволило улучшить обучение 33 тысячам учащихся.
Несмотря на кризисный год, губернатор принял решение, а ЗСРО поддержало выделение в 2009 году 390 миллионов рублей на поддержку малокомплектных школ. Мы понимаем, что наиболее оптимально обучение детей в опорных школах — с пятого класса. До этого малышей лучше обучать по месту жительства. Но если их все-таки подвозят к опорной школе, расстояние должно быть не более 20-25 километров. Дети уставать в дороге не должны.
Учительский год
Переход на новые образовательные стандарты требует повышение квалификации учителя. За этот год в областном институте повышения и переподготовки преподавательских кадров прошли переобучение более тысячи человек, полторы тысячи пройдут его в 2010 году.
— Сегодня преподаватели-пенсионеры готовы работать и на полставки, чтобы продолжать заниматься любимым делом, чтобы иметь социальный пакет. Но мы должны думать о тех, кто придет им на смену, — считает Игорь Гуськов. – Потому необходимы дополнительные меры, причем комплексные. Это и предоставление жилья, и доплаты учителям со стороны муниципалитета. Но далеко не все выпускники педвуза идут в школы. Потому нужно привести количество мест в педвузе в соответствие с запросами работодателей, то есть, муниципалитетов.
Но и муниципалитет муниципалитету рознь. В Октябрьском (сельском) районе построена птицефабрика и строятся другие заводы. В этом районе нет проблемы с преподавательскими кадрами. В Семикаракорском районе – новые производства, и тоже нет этой проблемы.
Будущий год объявлен Годом учителя. Есть надежда, что в связи с этим депутаты ЗСРО примут решения, которое позволит поднять статус учителя на еще более высокую ступень.
Талантливых детей стало меньше?…
— Дети во все времена одинаковы, — считает министр. Они стараются познать мир, а сегодня для этого столько возможностей! Но, с другой стороны, сомнительные ценности, навязанные «голубыми экранами», привели к пониманию свободы как вседозволенности – и это плохо.
Молодое поколение стало более прагматичным. Они просчитывают ситуацию и ведут себя сегодня более адекватно, чем люди преклонного возраста. Они лучше адаптированы к нашему времени.
Игорь Александрович не считает, что уровень абитуриентов стал ниже, как говорят работники вузов и колледжей. Есть простой ответ на их претензии: на 10 тысяч населения 20 лет назад в вузах приходились 180 мест, теперь – в два раза больше. Но зачем брать на обучение тех, кого 30 лет назад не пустили бы и на порог — для выполнения плана бюджетного набора.
Не качество раньше абитуриентов было выше, а отбор их был иной. Здесь выход один: сокращение количества бюджетных мест и отбор абитуриентов с высоким баллом ЕГЭ. Но тогда придется сокращать преподавателей. Может быть, в этом вся проблема?..
Где – спорт и где – нынешние дети?
— Системе физического воспитания – внимание самое серьезное, — заверил министр. Не было раньше в городах и районах таких больших многопрофильных спорткомплексов. А бассейнов в районах не было вообще. Но в течение последних трех лет каждый год появлялись 12-15 легковозводимых спортивных залов там, где при школах их раньше не существовало. И они не пустуют. А вот в больших городах из-за точечной застройки стремительно сократилось количество детских площадок. Мячик действительно погонять негде. Но сегодня в том же Ростове реализуется большая программа по созданию спортивных комплексов по месту жительства. В каждом районе должны появиться не только они, но и футбольные поля, и спортивные площадки.
Пять миллиардов на ремонт школ
Состояние экономики не позволяло вкладывать средства в развитие материальной базы школ. В результате многие здания учреждений образования обветшали. Но за три предыдущих года на капитальный ремонт школ выделены более пяти миллиардов, чего в области не было никогда. В результате 550 объектов отремонтированы от фундамента до кровли. В итоге этого комплексного ремонта школы получили фактически новые здания. В 2009 году проходил ремонт 34 объектов, на будущий год таких объектов -14. В бюджете области-2010 на их ремонт запланировано выделить 533 миллиона рублей.
Когда в школу придут мужчины?
— В области есть общеобразовательные учреждения, где больше половины работающих с воспитанниками — именно мужчины, — заявил министр. Это кадетские корпуса, куда конкурс на одно место повыше, чем в ином вузе. Шесть из них – казачьи корпуса, где в обязательном порядке форма, обучение владению оружием, строевая подготовка. В Новочеркасске работает суворовское училище системы МВД.
Задержки заработной платы «вымыли» из средней школы мужчин-учителей. Но сейчас здесь появляется новое оборудование, которое требует мужских рук, и процент мужского персонала понемногу растет.
Сегодня в основу оплаты труда учителя положен принцип оценки профмастерства. Можно проработать 20 лет и иметь низкую категорию. Но если молодой учитель занимается инновациями и повышением своей квалификации, высокую категорию он может получить за несколько лет работы. Эта система позволяет закрепить в школе молодых учителей.
Детские сады
За три последних года по области в дошкольных учреждениях образования введены дополнительно 12 тысяч мест. Чтобы удовлетворить существующую в них потребность, нужны еще 10-12 тысяч.
Необходимые новые места появятся и за счет строительства новых зданий, и за счет тех свободных площадей, которые в отремонтированных сельских школах (а многие заполнены учениками не более чем на 80 процентов) будут отданы под группы дошкольного воспитания.
Муниципалитеты продолжат принимать в свое ведение детские сады сельхозпредприятий, которые откроют после ремонта. Детским садам будут возвращены площади, которые им принадлежали, но использовались не по назначению. Будет увеличено количество групп краткосрочного пребывания детей.
Есть еще один ресурс, по поводу которого готовятся предложения для рассмотрения коллегией министерства. Предлагается финансировать не только государственные и муниципальные детские сады, но и негосударственные согласно госзаданию. Это вписывается в систему финансирования, которая объявлена приоритетной, начиная с 1 января 2010 года. Но для этого нужно внести изменения в ряд областных законов. Это большая работа, но мы ею, заявил министр, уже начали заниматься.
Будущее колледжей
Из более чем 60 учреждений среднего профессионального образования в ведении области — только половина, остальные — в федеральном подчинении. В течение 2010 года все техникумы и колледжи будут переданы субъектам РФ. Но часть из них уже согласовали свое вхождение в систему высшего образования. Пример: железнодорожный техникум вошел в систему РГУПС. В этом случае выстраивается многоуровневая система образования и обеспечивается более высокое его качество, учитывая наличие у вуза научной школы и соответствующей материальной базы. Сейчас несколько техникумов готовы войти в комплекс ЮРГТУ в Новочеркасске, на что есть согласие Рособразования. Далее мы собираемся провести инвентаризацию материальной базы, проанализировать подготовку специалистов согласно спросу на рынке труда, сказал министр, не исключив при этом, что, возможно, техникумы могут быть объединены согласно профилю подготовки специалистов. Все эти действия приведут к тому, что не только в системе НПО, но и здесь появится госзаказ на подготовку специалистов по запросам работодателей.