«Война и мир» по-ростовски
В донской столице прошла мировая премьера ранней редакции оперы Прокофьева «Война и мир».
Это воистину грандиозное представление (на сцене — более 200 человек) состоялось благодаря двум учебным заведениям — Ростовской государственной консерватории имени С.В.Рахманинова и Королевской Шотландской академии музыки и драмы. То есть, по сути, заполнившие до отказа Большой зал Ростовского Музыкального театра, увидели студенческий спектакль. По словам ректора Ростовской консерватории, народного артиста России, профессора Александр Данилов, это уже четвертый оперный спектакль, поставленный совместно с шотландцами в рамках международного проекта «Европейская молодежная опера». Эта премьера состоялась в рамках музыкального фестиваля, который сопровождал проходившую в Ростове-на-Дону международную конференцию «Оперный театр: вчера, сегодня, завтра».
В Глазго и Эдинбурге премьера этой постановки, в которой участвовал Королевский Шотландский оркестр, прошла в январе. По словам Александра Данилова, туда для участия ездили студенты консерватории Алексей Гусев (там он исполнял партию Наполеона, в ростовской спектакле — Андрея Болконского), Сергей Маньковский (Анатоль Курагин), Дмитрий Иванчей (Пьер Безухов). Как считает Александр Степанович, ставший свидетелем обеих постановок, студенческий оркестр консерватории по профессиональному уровню превосходил королевских музыкантов.
В Ростов для участия в премьере приехали дирижер Тимоти Дин (он руководил хором и оркестром студентов консерватории), Ребекка Эфонви Джонс (пела партию Ахросимовой), Дональд Томсон (партии старого князя Болконского, ямщика Балаги), Николас Моррис (подполковник Денисов), Джимми Мунн (Платон Каратаев), Эндрю Мактаггард (Матвеев).
В ростовском спектакле из трех исполнительниц Наташи Ростовой шотландцы выбрали прилетевшую из Еревана Диану Арутюнян (солистка театра имени Спендиарова, недавняя выпускница консерватории).
На премьеру в Ростов приехала доктор философских наук, бакалавр музыки, редактор этой ранней версии оперы Прокофьева Рита Макалистер. По словам Риты, в Европе оперы Прокофьева почти неизвестны. Поэтому можно понять, с каким восторгом встретили в Глазго и Эдинбурге премьеру «Войны и мир». Отвечая на вопрос, а стоило ли проделывать большую работу по оркестровке многих фрагментов этой редакции и ставить именно эту раннюю (короткую) редакцию оперы, Рита ответила: «Эту оперу много раз ставили во всем мире. Доступность первой версии дает возможность режиссерам и дирижерам расширить область осознанного выбора».
Этот проект, который Джон Уоллес, ректор Королевской Шотландской академии драмы и музыки, назвал «Celtic Cossak Connections», реализовывался в течение восьми месяцев и был финансово поддержан Партнерской программой Институционального строительства (IBPP) — крупным грантом, выделенным на поддержку связей между Европейским Союзом и Россией.
Эта премьера (как же много потенциальных зрителей сожалели, что спектакль прошел только один раз!) вызвала ажиотаж в городе. На кассе театра за три дня до спектакля появилась табличка «Все билеты проданы». Зал был заполнен до отказа, овации после действительно прекрасного исполнения (об этом говорили все преподаватели консерватории) длились десять минут.