Современное искусство: иные практики

Первая Южно-Российская биеннале в центре современного искусства «Табачная фабрика», фото Веры Волошиновой

Зрительница биеннале

В донской столице стартовала Первая Южно-Российская биеннале современного искусства. Среди выставок 15 проектов этого фестиваля contemporary art каждый из зрителей найдет себе нечто близкое.

То, что биеннале проходит в Ростове, уже замечательный факт сам по себе. Донская столица, впрочем, как и вся страна, была отстранена от созерцания современных течений в искусстве, хотя все авангардное искусство, то есть, поиски языка, на котором художник говорит с современниками о современных же проблемах, зародились именно на родной почве.

В столице давно уже открыт Государственный центр современного искусства (ГЦСИ). Сегодня, по словам его директора Леонида Бажанова, Москва возвращает долги провинции. Ведь много ростовских художников уехали в первопрестольную, нынче составив славу российского contemporary art.

Из их числа — Валерий Кошляков, один из основателей группы художников «Товарищество «Искусство или смерть», представитель так называемой южно-русской волны на московской художественной сцене. Именно его работы из серии «Альбом путешественника» представляются эмоциональным центром той части проекта «Сеанс связи», которую можно увидеть в Ростовском областном музее ИЗО. Этот проект назван основным проектом биеннале и подготовлен специально для нее, говорит один из его кураторов Наталья Гончарова (ГЦСИ). По словам Натальи, современный зритель попросту не видит современного искусства. В проекте кураторы постарались обозначить, как оно соотносится с культурной традицией, с прошлым, с властью и народом. На эти вопросы и призваны ответить привезенные из Москвы работы.

— Но будет ли язык, на котором говорят о современных проблемах современные же художники, понят обычным зрителем? — этот вопрос, осязаемо витающий в воздухе на выставках биеннале не только среди зрителей, но и среди журналистов, получил ответ от того же Леонида Баженова:

— Не художники элитарны, а зритель зачастую не осведомлен, — считает Леонид Александрович.

— Но он в этом не виноват, так как десятилетиями у нас вступали в жизнь художественно «не подкованные» поколения. Нынешняя биеннале будет способствовать сближению позиций. И это замечательно, что в Ростове выставки современного искусства открываются в традиционных музеях.

Словом, те, чьи мысли и сердце открыто поискам в сфере художественного творчества, найдут для себя на биеннале много поводов для размышлений, а, значит, и совершенствования самих себя. Кто-то придет в ДГПБ и узнает, что еще 30 лет назад в Ростове жили и «выставлялись» последователи концептуализма, одного из самых противоречивых направлений современного искусства, возникшего на пересечении разных видов искусств. Продолжение проекта «Концептуализм: здесь и там» — в МСИИД на Шаумяна, где пылающей красной точкой встретит зрителя работа Дмитрия Пригова «Идеи». Вот уж эмоциональный посыл к многочисленным ассоциациям!

Имя этого легендарного поэта и художника мелькнет и в проекте майл-арта «Any Penny», посвященного 170-летию первой почтовой марки. Именно он, Дмитрий Пригов, и взглянет на зрителя с марки, созданной в его честь автором майл-артовского международного проекта Константина Календарева. Это второй этаж РОМК, а на первом — пиршество духа для букеров, стало быть, читателей (название в противовес ридерам, тем самым, с электронными «наладонниками»), которые увидят книгу, представленную в новых формах. Но это не разрушает ее как таковую, а расширяет ее арт-возможности до горизонтов современной художественной культуры.

В понедельник, 24 мая, в День славянской письменности, в рамках биеннале в Ростове открылся Центр современного искусства «Табачная фабрика». Но эта тема отдельного разговора.

Выставка в центре современного искусства «Табачная фабрика»

Первая Южно-Российская биеннале в центре современного искусства «Табачная фабрика», фото Веры Волошиновой

Первая Южно-Российская биеннале в центре современного искусства «Табачная фабрика», фото Веры Волошиновой

Первая Южно-Российская биеннале в центре современного искусства «Табачная фабрика», фото Веры Волошиновой

Первая Южно-Российская биеннале в центре современного искусства «Табачная фабрика», фото Веры Волошиновой

проект «Спальный район»

Первая Южно-Российская биеннале в центре современного искусства «Табачная фабрика», фото Веры Волошиновой

Первая Южно-Российская биеннале в центре современного искусства «Табачная фабрика», фото Веры Волошиновой

Павел Мартыненко, «Андрогин»

Первая Южно-Российская биеннале в центре современного искусства «Табачная фабрика», фото Веры Волошиновой

Первая Южно-Российская биеннале в центре современного искусства «Табачная фабрика», фото Веры Волошиновой

Иван Саввиди - главный спонсор Табачки, депутат ГосДумы РФ