В Ростовской области южный менталитет борется с желаниями перемен
В каждом регионе есть те, которые готовы внедрять новые идеи и заниматься инновационными практиками. В Российском фонде «Общественное мнение» таких называют «людьми ХХI века». Самая большая проблема состоит в том, чтобы понять, как и где найти таких людей, как с ними работать. Директор проекта «ФОМ-Терри», доктор социологических наук Лариса Паутова, приехавшая на Российскую венчурную ярмарку, рассказала о социальной энергетике и инновационном потенциале Ростовской области.
По данным опроса Фонда, который произведен в сентябре 2010 года, на юге России (в Южном и Северо-Кавказских округах) доля людей «ХХI века» составляет по девять процентов в каждом, в то время как в среднем по России — 17. Ростовская область на этом фоне выглядит получше — 12 процентов, а в самом Ростове-на-Дону — также, как и по всей России — 17 процентов. Это те, кто предпочитает перемены и новшества, кто уже добился многого в жизни, кто способен стать проводником новых идей.
Самих же инноваторов — людей, которые любят перемены, охотно изобретают и экспериментируют и в работе, и в повседневной жизни, в Ростове и Ростовской области — по 26 процентов. Здесь мы опережаем и ЮФО с СКФО (22 процента), и Россию в целом — 23 процента.
Треть жителей области считают, что их материальное положение зависит от них самих, их трудолюбия, расчетливости, а не от государства, окружения, начальства, случайностей и так далее. Этот показатель сопоставим со среднероссийским, а вот в самом Ростове таких людей значительно больше — 43 процента.
Среди жителей области — «людей ХХI века» — тех, кто имеет собственный бизнес — 14 процентов, а хотели бы его иметь — 41 процент. В ближайшие три года семь процентов жителей области намерены открыть собственное дело. Среди «людей ХХI века их в два раза больше — 14 процентов.
Выводы, которые в ФОМ сделаны относительно нашей области таковы: люди мобильны, предприимчивая (Лариса Паутова уточнила — купеческая предприимчивость) жилка не исчезла. Кризис заставил народ трудиться («на дачах выращивать еще больше картошки») Здесь умеют договариваться (опять же купеческий менталитет!), из копейки сделают две. Схема прошлого века «купи-продай» действует, но не все понимают, что она устарела.
Южный менталитет входит в противоречие со стремлением к инновациям. Ростовская область входит в десятку инвестиционно-привлекательных регионов, но инвесторы мало знают о ней. Традиции, стабильность — это хорошо, но, как говорят сами ростовчане, это отдаёт болотом. Вообще, чем дальше на юг, тем меньше инноваций. Но то же самое в Европе. Что делают в Италии? Готовят и шьют. Ростовскую область в этом плане можно сравнить с Украиной, Италией, Испанией.
— Надо по-новому продвигать область, — считает Лариса Паутова. — А главное, нужны умные люди. И эти люди есть, надо только найти и обучить их. Есть все предпосылки для появления в Ростове «бизнес-ангелов» — одиночек, которые могут дать деньги на реализацию идеи (не путать с венчурными инвесторами, которые вкладываются уже в реализацию идей, но не в их разработку) взамен на долю в будущем бизнесе. Но в погоне за инновациями не надо забывать про региональные особенности. У вас есть перспективы в культуре, агропромышленном комплексе. Примером для Ростовской области может стать Пермь, совершившая прорыв и создавшая современное культурное пространство. Молодежи там нравится.
Справка Наиболее высокие показатели инновационной активности в 2009 году в ЮФО наблюдались в Астраханской и Ростовской областях. Доля инновационных товаров в общем объеме отгрузки малых промышленных предприятий такова: Астраханская область — 50,9 процента, Ростовская область — 25,1 процента. В других регионах — от 14,8 процентов в Республике Адыгея до 2,1 процента в Краснодарском крае.
Объем отгруженной инновационной продукции в расчете на одно инновационно-активное предприятие в Ростовской области составляет 16,2 миллиона рублей, в Астраханской области — 105 миллиона, в Республике Адыгея — 8,1 миллиона, в Краснодарском крае — 1,1 миллиона рублей.