Ростовская область приняла четвертый фестиваль «Дни науки»

Четвертый фестиваль Дни Науки в Ростове-на-Дону, фото Веры Волошиновой

«Его Величество Эксперимент» в Театре Занимательной Науки

Стартовал научный марафон Ростов-на-Дону, потом эстафету подхватят Таганрог и Новочеркасск. Этот научно-популярный проект Фонда Дмитрия Зимина «Династия» поддержали министерство общего и профессионального образования Ростовской области, комитет по молодежной политике администрации Ростовской области, региональная организация «Союз „Женщины Дона“» и другие.

Начался фестиваль в Донской государственной публичной библиотеке благотворительной акцией, в ходе которой научно-популярные книги, появившиеся на свет в рамках издательской программы Фонда, были вручены представителям учебных заведений Ростова и области, детским домам № 1 и № 10, общественной организации „Поколение Lex“ и другим. По словам директора программ Фонда Константина Петрова, Фонд оказывает помощь издательствам в переводах научно-популярных книг. В последние годы, по его словам, появились интересные и отечественные издания. „Мы хотим вернуть людям научно-популярную литературу“, — сказал Константин Петров, — в Ростов прибыли около двух тонн научно-популярных изданий. Они разойдутся по всем библиотекам, вузам и школам области».

Завотделом комитета по молодежной политике администрации области Юрий Быкадоров сказал, что комитет охотно поддержал фестиваль, так как его цели — пропаганда научных знаний и содействие вовлечению молодежи в науку — близки по духу работе комитета. Благодаря таким мероприятиям наука становится для молодых более привлекательной.

Первым мероприятием «Дней науки» стал круглый стол «Особенности национального образования, который вела Любовь Стрельникова, главный редактор журнала «Химия и жизнь», член Международной ассоциации журналистов и Европейской ассоциации научных журналистов. В дискуссии приняли участие учителя, обычно «молчальники», как принято считать. Но успевает ли учитель за учеником в нашем быстро меняющемся мире? Современных же детей никакими мультимедиа не удивишь. И вообще — каков эффект новых методов и технических средств обучения? Об отсутствии общения на уроках говорили Виктор Крыштоп, тот самый педагог классического лицея № 1 Ростова-на-Дону. чей ученик Иван Кучмиев будет представлять Ростовскую область на Всероссийском инновационном молодежном Конвенте. «Именно авторитарные методы ведения урока и заставляют замыкаться в себе не только учеников в классе, но и потом студентов — в вузе», — поддержала коллегу Инга Емельянова из лицея при РГУПС.

Как считает преподаватель гимназии из Екатеринбурга Сергей Москвин, дети наблюдают за всеми нашими новыми методами как бы со стороны, при этом считая, что учитель должен не отгораживаться от них интерактивными досками и компьютерами. Он должен быть с ними, детьми, делать ошибки, стирать с обычной классной доски, вызывать эмоциональный отклик на получаемые им знания. И еще, с горечью констатировали учителя, сегодня они превратились в инструмент для подготовки ЕГЭ, вся тяжесть Единого госэкзамена легла на их плечи, хотя проблема поступления выпускников в вузы — это уже, строго говоря, не задача школы.

Общий итог обсуждения был таков: учитель должен стать интересным ученику, настраивая его на решение сложных задач. Ведь только в преодолении трудностей развивается личность. В школе нужна соревновательная среда и новые формы коммуникации.

О том, каким интересным может быть урок физики, в этот же день доказали в Театре Занимательной науки приехавшие в Ростов Сергей Кириллов и Юрий Гайдук, заставив наполненную до отказа ростовскими школьниками большую аудиторию физфака ЮФУ радостно реагировать на «Его Величество Эксперимент». Каждый зритель здесь был активным участником действа, в ходе которого в увлекательной форме ему преподносились законы природы. При этом весьма необычными способами проверялись знаниями присутствующих.

В этот же день в аудиториях мехмата и физфака ЮФУ для студентов прошли интерактивные лекции известного биофизика Сергея Шумского «Экономика глазами физика. Энергетические ресурсы человечества» и биолога Георгия Базыкина «Эволюция вокруг и внутри нас».
Приехавшие ученые также провели мастер-классы для учителей химии, физики и математики.