Учитель – не сотрудник прачечной!

В Законодательном собрании Ростовской области прошли парламентские слушания
проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Самое большое возмущение его участников вызвало часто употребляемое в проекте слово «услуги». «В образовании совсем другие отношения у учителя и ученика, нежели у клиентов и работников в прачечной!»- заявил бывший министр образования Ростовской области Петр Тищенко.

Их итогом станут поправки к законопроекту, которые будут направлены в Государственную Думу РФ. Несмотря на всеобщее мнение, что новый закон «Об образовании» необходим, поскольку фиксирует изменения в этой сфере последних лет, в нем обнаружено столько недостатков, что порой казалось — а не написать ли попросту новый законопроект?…

То, в чем единодушно сошлись участники дискуссии — в законе совершенно не прописан статус педагога. Вспомнился в пылу споров и Указ № 1 президента Бориса Ельцина, говоривший о зарплате педагога в школе, равной средней в промышленности. «Это был замечательный указ, — сказал министр общего и профессионального образования Ростовской области Игорь Гуськов. — Его с энтузиазмом восприняло педагогическое сообщество, правда, источников его финансирования в нем не содержалось. Потому новый закон „Об образовании“ должен четко на них указывать».

Председатель комитета по образованию, науке, культуре и связям с общественными объединениями ЗСРО Валентина Маринова напомнила, что это обсуждение законопроекта — уже не первое. Вывешенный для виртуального обсуждения на сайте Законодательного собрания Ростовской области его текст собрал около тысячи замечаний. 8 февраля состоялось обсуждение законопроекта на заседании комитета (эти материалы направлены в ГосДуму РФ), но сегодня, заявила Валентина Лаврентьевна, мы решили услышать мнение муниципальных образований в режиме видеоконференции. Ведь большинство положений нового закона касается общеобразовательных школ, учредителями которых и являются муниципалитеты.

— По мнению учителей, — сказала начальник управления образования города Людмила Берлим. — ЕГЭ должны сдавать те, кто хочет продолжить образование в вузах, для выпускников вечерних школ эта планка слишком высока. Закон 94 ФЗ, регламентирующий закупки продуктов для школьных столовых, несовместим с заботой о здоровье ученика, считает Людмила Ивановна, поскольку главным здесь становится цена, а не качество продуктов. Позиции дополнительного образования также необходимо закрепить в законе.

Депутат ЗСРО Николай Орлов из Каменска-Шахтинского, сам педагог, заявил, что законопроект отделяет образование от государства. В нем должна быть четко прописана бесплатность образования, федеральное финансирование образовательных учреждений, размер студенческой стипендии на уровне прожиточного минимума, а также статус учителя как госслужащего со всеми вытекающими из этого льготами. Само слово «услуги» оскорбляет педагогов, сказал Николай Иванович, и оно не должно фигурировать в законопроекте.

Начальник управления образования Волгодонска Татьяна Самсонюк говорила о заложенной в законопроекте норме наполнения класса в 25 человек. Ее не всегда можно выполнить, и в этом случае идет снижение субвенций школе. В законопроекте прописано обязательное дошкольное образование, но сначала бы построить необходимые для этого детские сады, считает Татьяна Анатольевна.

Начальник управления образования Сальского района Галина Шпак считает необходимым прописать в законе и ответственность родителей за состояние здоровья детей, а не только руководителей образовательного учреждения.

Проректора ЮФУ по научной работе Игоря Узнародова, выражающего позицию Совета ректоров Ростовской области, не устраивают всего три строчки в законопроекте об академических свободах университетов. Глава регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Александр Нечушкин не согласен с отсутствием в законопроекте такого уровня профессионального образования, как начальное, в чем его поддержали все присутствующие. «Уровень госгарантий по повышению квалификации педагогов сильно понижен. Мы будем вносить конкретные предложения по этому поводу», — сказала Сарра Хлебунова, директор Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования

— Все не согласны с концепцией закона и с его текстом, — заявил председатель комитета по социальной политике ЗСРО Владимир Катальников, — из-за сложного для восприятия текста и размытого понятийного аппарата. Но самое страшное в нем — это закон не прямого действия. Уже имеются примеры, когда полезный вроде бы закон практически уничтожался подзаконными актами, принятыми ведомствами. Этого допустить нельзя.

— Премьер-министром дано поручение правительству, а мы этим будет заниматься в регионе, по разработке новой программы модернизации образования, — сказала, завершая парламентские слушания, Валентина Маринова. — Суть его — в поднятии престижа преподавательского корпуса. А это, прежде всего, увеличение зарплаты. Строительство новых зданий, капитальный ремонт школ федерация возьмет на себя. А регион освободившимися средствами поднимет учителям зарплату — на 30 процентов, которая в итоге и станет равной средней в экономике Ростовской области.