Владимир Познер: «Для меня гражданская журналистика — все равно, что гражданская медицина»
В ДГТУ выясняли, можно ли называть Россию информационным сообществом.
В Ростове-на-Дону прошла открытая дискуссия «Российское информационное сообщество: от теории к практике». Ее организовали медиапарк «Южный регион (Донской государственный технический университет, медиагруппа «Южный регион») и Фонд «Академия Российского телевидения». Главными спикерами дискуссии стали президент Фонда «Академия Российского телевидения», телеведущий Михаил Швыдкой, российский тележурналист Владимир Познер, заместитель секретаря Общественной палаты РФ Михаил Островский.
— Мы не смогли не воспользоваться присутствием «икон нашего телевидения» в Ростовской области (в Таганроге 21 апреля прошла церемония награждения очередных лауреатов премии ТЭФИ. Известные журналисты прилетели на Дон как члены жюри), — сказал, открывая дискуссию, ректор ДГТУ Бесарион Месхи. — чтобы не поговорить на тему, которая волнует сегодня всех: какую роль сегодня в жизни россиян играет информация? Какими способами она сегодня доходит до людей? Какая информация сегодня необходима?
— Наш разговор вплетается в ситуацию в ДГТУ, — сказал руководитель медиагруппы «Южный регион» Георгий Кудинов. — Здесь, в техническом университете на базе факультета информатики, мы хотим создать то, чего еще нет ни в одном университете в России — направление «медиа». К нему мы будем двигаться с двух сторон — мультимедиа и технической стороны.
— Сегодня считается, что каждый человек может стать источником информации, — продолжил разговор Михаил Швыдкой. — В США руководителей российских СМИ повели в лабораторию, которая обеспечивает развитие гражданской журналистики — всего того, что сегодня пишется в блогах, Твиттере и так далее. Доступность к информационному потоку искушает сегодня многих. Однако эта доступность имеет двойственный характер. Понимание самой информации стало хуже. Да и об ответственности при передаче информации дальше разговоров дело не идет.
— Есть информация, но есть и журналист, который должен профессионально ею распорядиться, — заявил Владимир Познер. — В Интернете любой имеет доступ к текстам, но не все, что написано и представлено во Всемирной сети, информацией является. Даже появление блога ничего общего с журналистикой не имеет. Нет гражданской журналистики, как и нет гражданской медицины.
С Владимиром Познером согласен Михаил Островский: «Так называемая гражданская журналистики есть не что иное, как поток сознания. Сегодня проблема номер один в России для журналистов — открытость и свобода. Мониторинг Общественной палаты показал: более 80 процентов всех СМИ, муниципальных и региональных, финансируются, а значит, и принадлежат госвласти».
— В России нет и общественного телевидения, но оно необходимо, — считает Владимир Познер. Он рассказал о разговоре с Путиным о финансировании такого проекта, но невмешательстве государства в его дела, как это происходит, например, в Канаде или на Би-Би-Си в Лондоне. Премьер-министр назвал его «наивным человеком»: кто платит деньги, тот заказывает музыку. На повторное письмо Познера, теперь уже и с подписью Михаила Горбачева, из правительства пришел ответ, где было сказано: вы правы, общественное телевидение необходимо, но для его появления в России еще… слишком рано. А сами зрители еще не готовы платить за независимое телевидение — даже по 200 рублей в год. «Но мы придем к общественному телевидению — другого пути у нас нет!» — считает Михаил Островский.
Вопросы задавались мэтрам самые разные. «Конца света в 2012 году не будет, но — будет интересно!» — пошутил Познер. И традиционные СМИ никуда не денутся: информационные технологии будут способствовать их развитию и трансформации. Интернет позволил расширить границы свободы, но не стоит забывать, что это лишь средство коммуникации.
Аудитория, которая собралась в ДГТУ, была самой разновозрастной — студенты и преподаватели ДГТУ и других вузов Ростова-на-Дону, журналисты самых разных средств массовой информации. Потому, наверно, и понимание состояния общества, а, следовательно, и вопросы были самого разного уровня.