Как там у вас, в РИНХбурге?

Факультет лингвистики и журналистики Ростовского государственного экономического университета

Высшее образование в сфере журналистики, как все высшее профессиональное образование в России, перешло на двухступенчатую систему. Как она реализуется на факультете лингвистики и журналистики Ростовского государственного экономического университета и какие последствия просматриваются при ее введении, рассказала заведующая кафедры журналистки факультета Валентина Кихтан.

— Так что же переход на двухуровневую систему образования означает для журналистов?

— Практически не меняется ничего. Первый уровень — это бакалавриат, где обучаются четыре года. Стандарт позволяет нам в рамки бакалавриата внести все те дисциплины, которые были и при специалитете. Следующая ступень — магистратура — рассчитана на то, что окончивший ее человек будет заниматься либо наукой, либо преподавать.

— Работодатель, честно говоря, не понимает, с кем после четырех лет обучения имеет дело. А с вашей точки зрения, в чем же этот «пирог» «недопечен»?

— Когда мы встречались с редакторами, они сказали, что считают обученного в течение четырех лет журналиста, не вполне созревшим. Пятый год обучения уходил на преддипломную практику, да и практика после четвертого курса — восемь недель. Студент за это время должен возмужать как профессионал. Но оно сейчас у него отнято, вот и получается тот самый «недопеченный пирог». Ему бы еще «подойти»!…

— Как практик, возражу. У студента есть прекрасная возможность «дойти до кондиции» на практиках между курсами. Не говоря уже о том, что многие, действительно желающие стать журналистами, работают в газетах и во время учебы.

— Но студенты проходят многие дисциплины. В программе бакалавриата уменьшается количество часов для прохождения литературы, основ журналистики и тележурналистики, психологии, но увеличивается количество часов для самостоятельной работы. То есть, считается, что студент относится к учебе ответственно и будет работать сам. Но захотят ли самостоятельно работать сами студенты? Ведь в группе из 18 человек, поверьте педагогу, таких будет три-пять человек. Это будущие настоящие журналисты, которые хотят знать все. Остальные… Что им дали — возьмут, а дальше…

-То есть, особенно сейчас при наборе на первый курс стоит обратить внимание именно на желание, а главное — умение абитуриентов учиться. И это касается не только такой специальности, как журналистика.

— По сути, вы правы. Но многие приходят и считают себя уже профессионалами, написав заметку в свою районную газету.

— Но особенность журналистского образования в РГЭУ — особая специализация. Она очень востребована на рынке труда сегодня.

— Сегодня действительно ощущается нехватка журналистов, разбирающихся в экономических вопросах. Зачастую редакторы «воспитывают» собственных экономических обозревателей — и вовсе не из выпускников факультетов журналистики. В этом и состоит преимущество образования в РГЭУ — студенты получают и навыки в профессии журналиста, и знания в сфере экономики. Хотя далеко не все специализируются именно на экономической журналистике. Но с радостью могу сказать, что почти все студенты нынешнего третьего курса выбрали именно эту специализацию.

— Что дополнительного «добирает» в магистратуре журналист, уже окончивший бакалавриат?

— Человек, окончивший магистратуру, уже может преподавать в вузе или заниматься наукой. После окончания магистратуры выпускники пишут не диплом, а диссертацию. Кадров для преподавания основ журналистики категорически не хватает…

— А человек, оканчивающий бакалавриат другого факультета, может поступить к вам в магистратуру?

— Да. По сути, магистратура — это как второе высшее образование, только укороченного образца. Мы взяли такое направление магистратуры, как экономика и менеджмент СМИ. И поступать к нам могут бакалавры не только из Ростовской области.

— В самом вузе могут ли студенты-журналисты как-то себя реализовать?

— У нас есть своя профессиональная телестудия «Академия ТV», выпускающая телепрограммы, некоторые из них транслируются по региональным телеканалам. Есть и свой журнал «РИНХбург», прекрасная площадка для самовыражения и профессионального роста.