«Слоеный пирог» для Харона
Донские археологи при реконструкции трассы М 23 раскопали «дом мертвых», где находили пристанище представители разных народов на протяжении четырех тысячелетий.
Федеральное управление дорог «Северный Кавказ» проводит работы по реконструкции трассы М 23 Ростов-на-Дону — Таганрог на участке «24–28 километр». На этом участке появятся две транспортные развязки — у Недвиговки и у поворота на Танаис. На 25 километре М 23 вблизи хутора Недвиговка находится часть курганного могильника «Царский». Шесть из его 119 курганов попадают в зону реконструкции дороги М 23.
Сейчас здесь заканчивают свою работу археологи.
Татьяна Селедцова, руководитель Южного территориального управления министерства культуры РФ, так прокомментировала это событие «Молоту»: «Закон предусматривает проведение археологических работ перед началом строительства. Федеральное управление автодорог „Северный Кавказ“ — та организация, которая ответственно относится к закону. Контроль за этими раскопками обеспечивает министерство культуры Ростовской области. Никаких нареканий пока не было».
По словам Владимира Рожкова, начальника федерального управления дорог «Северный Кавказ», дорожники на этом участке сейчас делают перенос коммуникаций. Здесь очень сложный узел — водовод, три газовых нитки высокого давления, кабели связи. И пока строители этот узел не «развяжут», приступить к реконструкции самой трассы они не смогут. То есть, пока археологи нас никак не задерживают, уверяет Владимир Иванович. Сроки сдачи участка «24–28 километр» М-23 — в 2013 году.
Что же обнаружили археологи, исследовав пять курганов и заканчивая работы на шестом?
Зачем вообще необходимо изучать погребения людей, живших на просторах Дикого поля в течение многих веков?
Вот что рассказал «Молоту» ведущий специалист ЗАО «ОКН-проект», археолог Игорь Гордин: «Раскапывая погребение, мы сталкиваемся, прежде всего, с мировоззренческой позицией людей, которые жили в то время. И это единственный источник информации об их жизни — других, письменных, они нам не оставили. Для каждой эпохи были свои представления о реальном и загробном мирах. В связи с этим — и разные позы у покойных, их ориентировки по частям света. Разные могильные конструкции погребений, скорее всего, связаны с разным представлением о загробном мире. Едины они были только в одном. Курган — это древний дом для мертвых. В наше время он имеет конусовидную форму, похожую на кочевое жилище. И в этом жилище находили приют разные умершие разных эпох. Люди тех эпох были очень прагматичны. Они ничего не делали зря, то есть, они не тратили попусту свою жизненную энергию. У них для всего существующего было практическое назначение. То есть, наши предки не делали лишнюю насыпь, если уже такая существует. Они подправили уже имеющуюся (неважно, что там был кто-то уже похоронен. Скорее всего, они этого и не знали) и хоронили там своего покойника».
Потому шестой курган и представляет собой «слоеный пирог» из захоронений, своеобразный слоеный пирог для Харона, который перевозил умерших через реки подземного царства до врат Аида согласно верованиям в период античности.
В части курганного могильника при повороте на Недвиговку найдены погребения эпохи ранней средней и поздней «бронзы» (то есть, бронзового века), эпохи «железа» — последнее относится к предскифо-сарматскому периоду. Есть два погребения эпохи средневековья — это хазарские погребения, пострадавшие при установке на кургане памятного знака. Пострадал курган и в годы Великой Отечественной: на его вершине была «огневая точка. И, тем не менее, из кочевнических погребений извлечены остатки седла, остатки портупеи (колечки), остатки сосудов. Из других находок привлекают внимание сарматский кинжал и бронзовые наконечники скифских стрел.
О дальнейшей судьбе и находок, и самого большого из раскопанных курганов «Молоту» рассказал Алексей Ярошенко, замдиректора ЗАО «ОКН-проект». Уникальность кургана, по его словам, и состоит в том, что он формировался в течение четырех тысяч лет.
Курганы такого размера — не такое уже и частое явление. Он как слоеный пирог показывает срез слоев и культур, которые формировались здесь — в одном месте. В связи с его уникальностью, его историко-ландшафтным значением, он будет восстановлен, но слегка смещен в сторону от дороги. Находящиеся на реставрации находки будут в виде коллекции переданы одному из донских музеев.