Театр пришел в школу, школьники – в театр

Манон Ван дер Вотер ведет мастер-класс Играем в театр, Ростовский Минифест-2011

Манон Ван дер Вотер ведет мастер-класс

Очередной Минифест принес с собой как радости встречи с действительно прекрасными постановками, так и разочарование несбывшихся надежд на некоторые из них. Одним из самых ярких впечатлений оказалась работа с ростовскими школьниками преподавателя Манон Ван дер Вотер (университет штата Висконсин, США) в рамках мастер-класса «Играем в театр».

Но сначала о том, что удалось увидеть зрителю в рамках ХI Международного фестиваля молодежных и детских театров. То ли подбор спектаклей был таков, то ли это действительно так на самом деле, но в очередной раз приходится удостовериться, что российский театр — на голову выше многих и многих.

Причем речь идет не только о театре психологическом. В рамках этого театра настоящее чудо совершили актеры Ростовского Молодежного: при абсолютно «ватной» драматургии пьесы «Игрушки» и невероятно вялой режиссуре (Наталья Леонова, Санкт-Петербург) они показали высший класс игры, выстроив спектакль, что называется, из себя.

Спектакль театра из Великого Новгорода назывался несколько странно -  «97 шагов по дороге, которая летит над спиной спящего в океане дракона». Он сделан по японским впечатлениям артистов труппы, побывавших в этой Стране Восходящего Солнца. Сказительница в кимоно неспешно ведет повествование, а несколько актеров со светлыми тростями в руках в некоем медитативном танце складывают фигуры рыб, драконов и прочих возникающих в рассказе персонажей. Красиво — невероятно! Действие успокаивает раздраженного суетой горожанина и рождает разные мысли — совсем необязательно созвучные увиденному на сцене.

Команда из города Мурманска под названием Gust Life, судя по всему, сложившаяся на этот проект, показала «Одиссею» в стиле хип-хоп. Великолепная физическая подготовка актеров позволяла им делать на сцене невероятные вещи, вызывая ежеминутно бурные аплодисменты. Эпопея Гомера сюда имеет отношение постольку поскольку: речь идет о странствиях, причем заявлено, что суша — это настоящее, а море — будущее. Спектакль абсолютно малобюджетен: из декораций только рыбацкая сеть да столбы света подсвечивающие голубой задник сцены. Абсолютный минимализм вкупе с той энергетикой, которая идут со сцены, рождает удивительный эффект восторга у зрителя. Неудивительно, что постановку выбрали в качестве номинанта «Золотой Маски».

Откровенно разочаровал так ожидаемый спектакль «Облако в штанах» по известной поэме Маяковского. Французские актеры из театральной компании «Рев стрекозы» абсолютно не поняли великого поэта, сведя его гениальные строчки к банальной любовной истории. Они даже не осознали, что смыслы у Маяковского заключены в его ритмах и читали стихи, словно написанные каким-нибудь ямбом.

Из зарубежных спектаклей стоит отметить «Биовульф» — интерактивную историю времен Средневековья для молодежи театра из Копенгагена «The Telling Theatre». Великолепное актерское мастерство, мгновенное перевоплощение в разных персонажей и все это — на расстоянии вытянутой руки от зрителя.

Его-то и посмотрели подростки из ростовской школы № 65, отметив сильный акцент в английском датчан. Судя по всему, они — настоящие театралы, поскольку дали очень грамотную оценку увиденному. А потом сами вышли на площадку, которой служил спортивный зал школы. Именно там и проходил мастер-класс «Играем в театр», который вела преподаватель Манон Ван дер Вотер доктор-театровед, преподаватель университета Висконсин-Медисон (США) и ее аспирантка Мария Маквой.

Суть происходящего был, наверно, даже не театр, а желание превратить неорганизованную толпу подростков в думающих людей. Делались этюды на уровне первого курса театрального училища. Но именно они позволяли ребятам сосредоточиться на том, что они делают (ох, как не умеют это современные тинейджеры!), почувствовать партнера. Надо ли говорить, как порой глухи наши дети друг к другу?!

Как рассказала Ирина Румянцева, замдиректора школы № 65 Ростова-на-Дону, никто от освоения предметов ребят не освобождал. Да, они пропускали часть уроков, но после репетиций учителя давали им консультации, и, суд по всему, будут также строго спрашивать пройденный материал, как и у других. А ребят, желающих поработать с американским педагогом, набралось достаточно. Причем сначала их было 14, потом — 25, а в итоге занимались этюдами в спортзале 36 подростков, которые и продемонстрировали на сцене при закрытии фестиваля прекрасное раскрепощение и хорошую коммуникацию.