Ресурс необъятный – но не используемый!

Единственный на юге России храм петровского времени - Воскресенский войсковой собор в Старочеркасской

Единственный на юге России храм петровского времени - Воскресенский войсковой собор в Старочеркасской

Развитию туризма в Ростовской области должны помочь правильная информационная кампания и частно-государственное партнерство.

Прошедший в Ростове-на-Дону форум-выставка «Мир без границ», 15-й по счету, в очередной раз заставил задуматься над тем, как не хватает области того, что называется маркетинговой стратегией.

То, чем привыкли гордиться на Дону, мало известно за пределами региона. Эпизодичное участие в выставках, в том числе, международных, мало что дает для распознавания области среди прочих субъектов РФ. Разве что Чехов, самый известный в мире драматург, да до сих пор малоизвестное многим явление под названием «казачество» способны разбудить внимание жителя других стран к тому пространству на карте, что зовется Ростовской областью.

Не туда вкладываем?…

Как заявил на 15-м форуме «Мир без границ» министр экономического развития области Владимир Бартеньев, количество туристов, приехавших в Ростовскую область в 2011 году, составило примерно 800 тысяч. Доля туристской отрасли в валовом региональном продукте-2011 составила примерно один процент. Цифры удивительные, поскольку на прошлогоднем форуме было заявлено о 838 тысячах приехавших. И тогда, в 2010-м, доля туризма в ВРП составляла около 0,77 процента. Еще более можно удивиться этим цифрам, если поверить словам директора департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Светланы Абдулазизовой на том же форуме: согласно решению донского губернатора Василия Голубева принята областная долгосрочная целевая программа развития туризма на 2011 — 2016 годы с объёмом финансирования 3,4 миллиарда рублей. В 2012 году на цели развития донского туризма направлены 672 миллиона рублей. Стало быть, деньги на развитие туризма есть. Так, может быть, не туда вкладываем средства?…

Эту точку зрения подтвердили и донские депутаты, заслушав на заседании комитета по экономической политике Законодательного собрания области отчет Светланы Абдулазизовой, тогда главы управления по туризму, о реализации областной программы по развитию этого самого туризма за 2008–2011 годы. Так и рубанули правду-матку в глаза: «Деньги закапываете в песок!,,,» А что еще можно сказать, услышав, что количество въехавших в область с целью отдыха увеличилось за четыре года всего… на четыре процента? И это — в годы кризиса, когда россияне на время отдыха принципиально повернулись лицом к красотам родной страны!

Развитие туризма ушло в муниципалитеты?…

— Каждый из наших городов и районов, — считает председатель комитета по экономической политике ЗСРО Александр Энтин, — должен найти свою изюминку, который и будет привлекать гостей. В Европе жители каждого городка превращают его в место паломничества туристов, если здесь побывала какая-нибудь известная личность. Так же должно быть и у нас. Каждому муниципальному образованию на Дону есть чем гордиться.

22 муниципальных образования области из 55-ти имеют собственные программы по развитию туризма. Более того, они получают софинансирование из соответствующей областной программы.

Но о том, как еще не понимают в районах значение инфраструктуры, говорит выступление на межведомственном координационном совете по туризму, что прошло в рамках «Мира без границ-2012», Виктора Талалаева, главы администрации Семикаракорского района Ростовской области. Он долго рассказывал о том, как красив Дон в своем среднем течении, и только в конце своего выступления одним словом помянул, что у станицы Кочетовской (здесь расположен музей-усадьба писателя Виталия Закруткина) построена пристань, к которой теперь смогут приставать прогулочные теплоходы. Даже Светлана Абдулазизова, ведущая заседание, не преминула заметить, что именно с этого, то есть, с создания элементов туристской инфраструктуры, и стоило бы начинать разговор. А еще, оказывается, строится в Кочетовской гостевой дом. И детский лечебный центр на основе местных лечебных грязей открыт в поселке Вислый того же района, но есть ли при нем гостиница для приезжих, господин Талалаев не счел нужным сообщить.

Да что говорить про районы, когда даже в таком известном в масштабах России туристическом центре, как Таганрог, только недавно на главной улице появился… городской туалет, платный, между прочим. Об отсутствии там этого необходимого заведения уже не один десяток лет говорили все туроператоры. А куда идти приезжему, если «приспичит», в центре Новочеркасска или Азова, пожалуй, не укажут и местные жители. А ведь это тоже, хочешь — не хочешь, элемент инфраструктуры…

Событийный туризм — пока радость региональная…

Если посмотреть на события туристского календаря, рекламируемые, правда, внутри региона, и то — не всегда, то и здесь проколы в информационной политике — налицо. На том же форуме «Мир без границ-2012» можно было увидеть рекламу «чеховских» красот Таганрога, но ни слова — о том, что здесь, на территории яхт-клуба проходит всероссийский фестиваль по парусному спорту, носящий название «Чайка». Акватория Таганрогского залива ежегодно ожидает зрителей, причем совершенно бесплатно.

«Бизон-Трек-Шоу», гонки на тракторах (рекламу этому действительно захватывающему зрелищу, прославляющего человека труда, обеспечивает организующая гонки фирма) — это замечательно, но почему нет нигде информации о том, что, как минимум, в четырех местах области в том же начале июня проходят Пушкинские праздники, куда сходятся и съезжаются многочисленные почитатели «солнца русской поэзии»?! А ведь это и археологический заповедник «Танаис» с его праздником «Пушкин и древности», и Пушкинская набережная Таганрога, и Почтовая станция Аксая, и площадка перед памятником Пушкину в Ростове-на-Дону.

«Нет вольнее Дона Тихого» — фольклорный праздник, собирающий в станице Старочеркасской каждое последнее воскресенье меясца с мая по октябрь тысячи зрителей. Но кто знает, что в августе 2012-го здесь же состоится праздник фейерверков «Салют России», посвященный первому салюту в России по поводу взятия Азова в 1696 году?! Опять будем кричать об этом накануне события?!…

В этом году праздник реки Дон с мало пока понятным содержанием пройдет в конце июня при поддержке Федерального агентства по туризму. Никто не спорит, что Дон — главное достояние области, но при теплоходном парке, которому за 30 лет, отсутствии причалов и стоянок для яхт, да просто мест, указывающих, где рыбку половить, вышеупомянутый праздник смотрится инородным «телом» в развитии водного туризма. Есть сведения, что некоторые турклубы проводят и сплавы на плотах по Дону, и путешествия на байдарках вокруг островов, но это явления единичные, погоду не делающие — а могли бы. Кстати, попытка выяснить, так кто же отвечает за наличие (или отсутствие) причалов на Дону — муниципалитет, субъект федерации или турфирма (а, может быть и само государство — водная инфраструктура же как никак!) — выяснить не удалось.

Попытка разговора в управлении по развитию туризма об информационной кампании в СМИ, имеющих и тираж, и авторитет, натолкнулась на тираду: «Мы работаем с СМИ отраслевыми». То есть, информация о донских красотах идет сначала в эти глянцевые журналы (или газеты с крайне низким тиражом), потом — к туроператорам, а уж потом — к тем, кто денежки фирмам несет за будущие путешествия. Не слишком ли далек путь информации до потребителя?! Даже донского… Остается только позавидовать агрессивной рекламе краснодарских курортов на центральных телеканалах…

Деловой туризм — «фишка» области?…

Участники форума «Мир без границ-2012» обсудили и развитие делового туризма, который позиционировали в качестве инструмента социально-экономического развития регионов. Как считает Андрей Демишин, генеральный директор управляющей компании Don-Plaza (серия гостиниц и отелей), у области (не только Ростова-на-Дону) есть потенциал роста в этой сфере. Экономическая активность территории — вот что привлекает делового туриста, а не только удобная «география». У Дона есть даже свой брэнд в бизнес-сфере — «100 губернаторских проектов» (речь идет об инвестпроектах, поддержанных областной исполнительной властью). По мнению Андрея Владимировича, у региона есть и такой незадействованный ресурс, как совмещение делового и семейного туризма, что позволило бы загружать отели и в воскресные дни. При этом каждому из регионов юга стоит определиться, какой вид туризма он будет развивать, кто в чем сильнее, а не заниматься «перетягиванием одеяла на себя».

Не во всем с ним согласен Сергей Трофимов, президент ГП «РЕСТЭК». За туриста любого вида придется биться, и с этим ничего не поделаешь. Сражаться за право проведения у себя международных событий нужно на международном же уровне. А для этого необходимо постоянно «светиться» на международных мероприятиях, которых проходит до 120-ти в год. Тогда регион начнут узнавать, начнут присматриваться к нему, а пока при всем интересе к России мало кто знает, где находится Ростов-на-Дону. Регион нужно строго позиционировать, считает Сергей Николаевич, ему необходима хорошо продуманная маркетинговая стратегия. А этого, по мнению эксперта, нет даже у Москвы. За тендеры по организации международных мероприятий идут настоящие бои: так, уже прошли все тендеры на 2015 год. Теперь можно претендовать на организацию мероприятий лишь в 2016-м.

Выход Сергей Трофимов видит в создании некоей ассоциации на федеральном уровне, куда бы вошли представители властей, юридические и физические лица. С Ростуризмом этот вопрос — уже в стадии обсуждения. А на уровне региона возможно создание конгресс-бюро по типу тех, что существуют в Екатеринбурге, Москве, где бы соединились усилия власти и бизнеса.

Задача бизнеса — создавать инфраструктуру туристского рынка, активизировать турпоток, задача власти — своей информационной политикой этот поток обеспечить, обеспечить и бизнесу благоприятные условия существования. Ведь где хорошо жить и работать местным жителям, там и гости смогут хорошо отдохнуть.

Согласно прогнозам туристская отрасль к 2025 году при необходимой поддержке может стать лидером среди отраслей экономики ЮФО. Прирост выручки может возрасти в 35 раз, количество рабочих мест — в четыре раза.

Яндекс.Метрика