Поддержка молодых ученых имеет значение
На Х Международном Московском салоне инноваций и инвестиций ООО «НАНОХИМ» при Южном федеральном университете получена золотая медаль. Так высоко оценена работа аспирантов-химиков Сергея Беленова, Татьяны Ластовиной и Елены Пахомовой, при активном участии которых разработаны высокоактивные наноструктурные электрокатализаторы с пониженным содержанием платины для низкотемпературных водородно-воздушных топливных элементов.
Речь идет о той самой водородной энергетике, которой в будущем предстоит заменить современную «нефтеориентированную» энергетику. Однако коммерциализация низкотемпературных топливных элементов затруднена из-за их недостаточных стабильности и дороговизны. Большую часть стоимости топливного элемента составляет стоимость платиносодержащего катализатора. Потому поисками эффективных и недорогих катализаторов и занимаются во всем мире.
Начиная рассказ о том, как появилось это направление исследований в ЮФУ, придется вернуться в 2006 год, когда из Южной Кореи, проработав там три года в исследовательском институте известнейшей на весь мир фирмы SAMSUNG, вернулся в ЮФУ доктор химических наук Владимир Гутерман. Так появилась на факультете тема «Наноструктурные катализаторы для водородно-воздушных топливных элементов». Начинать приходилось практически с нуля: не было ни специалистов, ни установок. На факультете была создана студенческая лаборатория, в которую, начиная с младших курсов, призывал прийти работать Владимир Ефимович. И студенты потянулись к новому. Брали, правда, не всех, да и оставались, познав, что такое труд в лаборатории, также не все. Так сформировался коллектив молодежной лаборатории, которая сегодня носит название «Новые функциональные материалы для водородной энергетики». Студенты и аспиранты, работающие в этой лаборатории за последние годы завоевали более 20 грантов и дипломов всероссийских и международных конференций.
Татьяна Ластовина и Сергей Беленов пришли в лабораторию на третьем курсе. В наноструктурах размер частиц имеет значение, потому, занимаясь синтезом, пришлось разрабатывать свои методики для того, чтобы наночастицы катализатора получились нужных размеров и приобрели сложную архитектуру «платиновая оболочка — ядро из недорогого металла». В материалах, разработанных Татьяной, ядро состоит из такого относительно дешевого и популярного металла, как медь. Помимо платины наночастицы содержат дополнительный компонент, повышающий активность катализатора. Размер таких частиц — от четырех до 10 нанометров.
Оборудование такие работы требуют более чем современное. Технический парк лаборатории потихоньку наращивали за счет выигранных грантов — Российского фонда фундаментальных исследований, федеральной программы «Молодые кадры для инновационной России». На этапе становления лаборатории серьезно помогло с оборудованием ООО «ИНКОРМЕТ». Далее бывшие студенты стали подавать заявки на гранты не только от лаборатории, но и от себя. Их работа была оценена достойно. За последние четыре года молодыми учеными завоевано более 20 грантов и дипломов всероссийских и международных конференций. В числе последних достижений — грант и стипендия датской кампании Хальдор-Топсе 2012 года для аспирантов, обладателем которой стал Сергей. Ежегодно российским аспирантам, работающим в области катализа, присуждается пять-семь таких грантов. В прошлом году обладателем такого гранта стала Татьяна Ластовина, а месяц назад заявленный ей проект стал лауреатом Международного молодежного научно-технического форума «Дорога к звездам».
В 2011 году по внутреннему гранту ЮФУ для лаборатории был приобретен первый прибор мирового уровня — современный бипотенциостат в комплекте с вращающимся дисковым электродом. На этом электроде и определяется активность катализатора. По словам Татьяны, следующим этапом работы должны стать испытания катализатора в мембранно-электроных блоках, являющихся основным компонентом топливного элемента. Есть надежда, что результаты будут достойными. К сожалению, устройства для испытания мембранно-электродных блоков в лаборатории нет.
Не раскроем военной тайны, если скажем, что низкотемпературные топливные элементы найдут применение в самых разных устройствах — от глубоководных аппаратов до космических кораблей.
А теперь — о проблемах, без которых сегодня наука — не наука. Фонды, программы, инвесторы сегодня готовы выделять средства на исследования, которые могут продемонстрировать быстрый практический результат. За год-два работы исследователь должен создать работающее устройство. Однако к таким результатам ученые идут годами, если не десятилетиями, начиная с фундаментальных исследований. А для них, между прочим, необходимо оборудование, которое сегодня можно приобрести только на средства грантов. Получается замкнутый круг. Да и финансово государство не слишком торопится поддержать исследователей. Суммы грантов, выделяемые на фундаментальные исследования, весьма скромны (порядка 500 тысяч рублей в год) и далеко не полностью идут на научную работу и зарплату исследователям: часть средств отчисляется в виде налогов, затрачивается на оплату служб университета. Кстати, вышеупомянутая установка американского производства — бипотенциостат и вращающийся дисковый электрод, стоит более миллиона рублей.
И вот защищается аспирант, имеющий многочисленные подтверждения своей научной состоятельности, и дальше ему — куда? Определяться на ставку инженера на факультете, работать не по специальности (слава богу, если не торговать!) или рассылать предложения себя иностранным фирмам? 80 процентов своих резюме Татьяна и Сергей и разослали в иные страны. Но, по их утверждениям, если бы была возможность работать здесь, получая достойную зарплату, остались бы безоговорочно.
России, твердо ставшей на путь инновационного развития, пришло время сделать так, чтобы лучшие «мозги» не уезжали за границу, а становились востребованными.