Где и как можно сдавать спермограмму где можно сдать спермограмму.

Главное в музее – не вещи, а человек!

доцент ЮФУ Михаил Клецкий

Доцент ЮФУ Михаил Клецкий

Проект «Человек изобретающий» Естественно-научного музея ЮФУ, выполненный совместно с РОМИИ и РОМК, признан Благотворительным Фондом В. Потанина лучшим реализованным проектом 2011 года в номинации «Музей и новые образовательные программы». В 2012-м его руководитель, доцент ЮФУ Михаил Клецкий вместе с делегацией Фонда побывал в музеях Великобритании.

— Михаил Ефимович, с чего все начиналось?

Когда создавался Естественно-научный музей Южного федерального университета, мне было понятно, что он не должен стать складом экспонатов, что он должен быть активно востребован посетителем. Заметьте, не зрителем — созерцателем, а активным и заинтересованным посетителем. Идею сразу было решено предложить разным конкурсам. Мы прошли в шорт-лист крупнейшего музейного конкурса Фонда «Династия». Это был 2008 год. В 2009-м мы прошли в шорт-лист конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» Фонда Потанина, а в 2010 году победили в этом конкурсе .

Идея состоит в следующем: показать, как шло развитие цивилизации через инновации, открытия, изобретения. Каждая инновация, будь то карандаш или керосиновая лампа, двигатель внутреннего сгорания или медицинский шприц, имела большую и интересную предысторию и, что самое важное, создавалась в напряженном и нередко драматическом творчестве людей, шедших к той или иной идее, к тому или иному решению. Иногда эта мысль отвергалась, но потом возрождалась следующим поколением, совершенствовалась, пока не наступал прорыв и рождение нового, на чем и держится цивилизация во все времена. Так идет развитие человечества, и именно это мы и показываем в проекте.

— Проект «Человек изобретающий» был реализован в областном музее краеведения. Какие темы были предложены посетителям? Как они отбирались?

— Хочу поблагодарить директора РОМК Галину Куликову и заместителя директора
Аллу Сидорину за неоценимую помощь в организации и проведении музейных встреч. Тематика вечеров подробно обсуждалась в первую очередь с ними. Осенью мы начнем новый, второй сезон. Что-то будет повторено, но многое изменится, обновится. Ну, к примеру, мы расскажем о нанотехнологиях и об изобретениях для света. Точных повторов не будет!

-То есть, проект живет и развивается?

— Именно такие проекты Фондом и отбираются. Объявляя тот или иной проект лучшим реализованным, Фонд интересует не столько количество посетителей или акустика в музейной аудитории, сколько глобальность идеи, ее трансферабельность, то есть, переносимость на другие площадки, независимость от деталей и сиюминутной моды.

— Итак, руководители лучших реализованных проектов 2011 года отправились в Великобританию для ознакомления с работой тамошних музеев. По какому принципу были отобраны музеи для российских гостей?

— Наша поездка была поддержана и Фондом Потанина, и Британским Советом. Делегацию возглавила Наталья Самойленко, исполнительный директор Фонда. С утра до вечера мы в режиме нон-стоп знакомились с идеями, программами музеев, принципами их развития.

— В каких музейных центрах вы побывали, и используются ли существующие экспозиции в учебном процессе в британских школах?

— Большинство музеев страны (а они входят в число лучших музеев мира) бесплатны. Это по-настоящему великие музеи, и состоялись они тогда, когда расцвела Британская Империя. Возможности Великобритании длительное время были такие, как ни у какой другой страны.

Мы были в Лондоне и Эдинбурге, в Глазго и Эйре. Можно сказать, что музеи в этой стране так хороши еще и потому, что Британия — величайшая страна традиций. А музей и традиция — связанные между собой вещи. Британцы приучают детей к культуре с самого раннего возраста. Более «храмового» заведения, чем Британский музей, наверно, не сыскать. Когда мы появились в том его зале, где находятся произведения античного искусства, на полу на специальных ковриках сидела маленькая группа детей, и все они рисовали то, что видели. Есть много и поисковых игр для детей. Это всевозможные квесты.

В британских музеях в порядке вещей организация специальных выездов в школы, интернаты, больницы и так далее. Для этого существуют специальные кейсы с наборами «выездных» экспонатов или их копиями. Таким образом, о музеях знают все и всюду.

Наши музеи стали тоже постепенно приходить к этому. Чтобы организовать в музее квест, то есть сделать интересным проход по музею, нужно поменьше запретов и побольше фантазии. И все!

Нужны идеи, а, точнее, нужны люди, которые могут что-то придумать.

И вот до чего додумались «мозги» в британских музеях. Детям выдают на руки специальные приставки, с помощью которых можно переходить из зала в зал, разыскивая экспонаты. Выдаются на руки всевозможные iPad, с детьми играют, их постоянно развлекают! Всё интерактивно, многое можно трогать руками, и нет боязни, что кто-то что-то сломает. Совершенно другие подходы, нежели в большинстве российских музеев. В Британии все решают одну задачу и работают сообща.

— А в чем это музейное единство выражается?

— Да хотя бы в том, что, например, в Глазго у всех музеев единое фондовое хранилище. Но дело даже не в этом. Главный принцип музейной работы хорошо сформулировал директор музея «Риверсайд» в Глазго: «Нас не интересуют внутренности паровоза, нас интересуют люди, которые его сделали, как это создавалось, и вообще какое время было на дворе».

— И как же этот принцип они воплощают в действительность?

— На идею работает не только экспозиция, но и дизайн музея. Например, меня поразила в «Риверсайде» гигантская лента Мебиуса под потолком с десятком закрепленных на ней велосипедов — такого представления технических экспонатов я до сих пор не видел нигде. Дизайном музейных пространств занимаются специалисты, а не те, кто хитро выигрывает тендеры.

Благодаря общим хранилищам можно с помощью «экспонатов коллективного пользования» передать дух времени, что, скажем, с помощью одних только «железок» музею техники сделать невозможно. В Лондоне есть потрясающий Музей города с большущей световой стеной из лиц горожан. Она — о Лондоне конца XIX века. Там не только королева Виктория, но и полисмены, сикхи, бродяги, ученые — все вперемешку. Настоящее лицо великого города! Это и есть воспитательный момент. Главное в музее не вещи, а человек.

Кстати, если экспонат оказывается ненужным, например, дублем или попросту неинтересным для проектов, музеи могут легко от него избавиться. Вот в чем суть «британского метода»: все лишнее, все, что мешает работе, все, что не работает на идею — убрать!

Музей средневекового замка Калейн сдает свои залы, разумеется, без малейшего ущерба для экспозиции, для торжественных мероприятий (обедов, свадеб!). Более того, там показывают с гордостью комнаты, которые в свое время были переданы в полное распоряжение американскому президенту, герою Второй мировой войны Дуайту Эйзенхауэру. Иными словами, работники британских музеев — полноправные хозяева, а не бессловесные исполнители чьих-то указаний. И именно потому профессия музейщика — одна из самых престижных в Британии. Вот чему надо нам учиться!

В музеях работают с любой аудиторией. Если, скажем, планируется выставка лайнеров внутри музеев транспорта, то понятно, что разные ощущения появятся у взрослого, который знает историю «Титаника» и который обратит внимание на списки погибших, газетные сводки. Те, кто поменьше, будет привлечен к техническим деталям.

Благодаря такой точной нацеленности на каждую возрастную аудиторию, в Британии дети привыкают к музеям с ранних лет. Потому там так много в музеях волонтеров.

— Кто они, музейные волонтеры?

— Это люди, ушедшие на пенсию, мамы, сидящие с детьми, студенты. В общем, все, кто любит, кто уважает музеи. Но берут не каждого: есть система их проверки и обучения. Волонтеры могут выполнять какие-то несложные реставрационные работы, организовать мероприятия. Есть, разумеется, и поощрения добровольцев, но на самом деле люди работают, в первую очередь, «на интересе».

Для детей работают и информационные киоски, тач-скрины и т. д. Нередко детям не боятся давать в руки подлинные экспонаты. В Музее детства (филиале Музея Виктории и Альберта) можно поиграть старыми игрушками, а в знаменитой Национальной галерее для детей специально выпускают модели лучших музейных экспонатов, представьте, живописи! Скажем, ребенок может собрать из деталей картину Утрилло, где средневековые рыцари сражаются мечами или картины Руссо о тигре в джунглях. Интересно, что получающиеся изображения двигаются!

Сложная и очень продуманная работа.

— Какие же главные выводы напрашиваются после такой поездки?

— Все решают не столько деньги, сколько идеи, и многое из того, что мы видели, можно было бы реализовать и в России. Для этого нужно изменить ментальность как музейных работников, так и тех, кто ими руководит. А за ними неизбежно «подтянется» и ментальность посетителей.

Современный музей больше не может ограничиваться «немыми» выставками экспонатов. Это никуда не годится, такая форма работы обречена. Для молодежи ХХI века в британских музеях сделана электронная начинка всего и вся. Потому что современная молодежь уже рождена с электронными технологиями, и игнорировать это просто глупо.

А еще в Британии лучшие музеи приравнены к учреждениям науки и могут претендовать на гранты научных фондов, как и университеты.

А как здорово используется пространство музейных магазинов! Поверьте, это не менее интересно, чем сами экспозиции. В огромном магазине лондонской Национальной галереи периодически выступают актеры или играет камерный оркестр. И конечно, просто поразительный по разнообразию и уровню исполнения ассортимент сувениров, провоцирующий посетителя на экскурсию по музею.

Если хотите знать, кое-что и не понравилось, например, в литературном музее Роберта Бернса в Эйре, по-моему, чересчур заигрались с технологиями. Перебор для такого места. Но в целом — просто здорово.

— Именно в те дни, когда область будет праздновать свое 75-летие, в московском Центре современного искусства «Винзавод» четыре дня будет проходить фестиваль «МУЗЕЙНЫЙ ГИД», где будет представлен проект «Человек изобретающий».

— Да, фестиваль будет организован как своеобразное путешествие по лучшим инновационным проектам, каждый из которых затрагивает свой круг проблем, актуальных как для региона, так и для современной российской культуры и общества в целом. Туда будут приглашены руководители музеев Британии и других стран, — словом, выставка будет международная. Мы будем представлять Театр изобретений в режиме нон-стоп и в образовательно-развлекательной форме. Целевая аудитория — средний и старший школьный возраст, и — все желающие.