Наша здоровая школа

Аппаратно-программные комплекс АРМИС

Аппаратно-программные комплекс АРМИС

В Ростовской области с 1 сентября стартует пилотный проект по здоровьесбережению в 100 донских образовательных учреждениях. Он направлен на решение проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников. Для исследования здоровья ребят будут использованы инновационные аппаратно-программные комплексы «АРМИС», после анализа показаний которых появится возможность адресного внедрения в работу школ передовых здоровьесберегающих программ, методик и технологий. Это чуть ли не первое массовое внедрение инновационных разработок именно донских ученых на донской же земле. На реализацию проекта из областного бюджета выделены более 37 миллионов рублей.

О здоровье учеников, которые приходят в стены альма матер здоровыми в количестве 70 процентов, а покидают школу с неиспорченным здоровьем в количестве лишь 10 процентов, говорится в последнее время очень много. Но лишь сейчас у медиков появится возможность мониторить эти изменения непосредственно в школьных стенах с помощью разработок донских ученых. И не просто следить за состоянием подрастающего организма, а и направлять ребенка в случае появившейся патологии на более глубокое обследование.

Аппартно-программные комплексы диагностического назначения «АРМИС» не только разработаны в стенах Южного федерального университета, но и произведены в ООО «КОРВИТА», одном из его малых предприятий. Более того, по словам замгубернатора Ростовской области Игоря Гуськова, почти 30 процентов научно-методической литературы по здоровьесбережению школьников также разработаны донскими учеными. Вот что рассказывает о комплексе «АРМИС» научный консультант созданного Регионального центра здоровьесбережения в сфере образования, доктор биологических наук Виктор Войнов:

— Этот программный комплекс представляет собой небольшую приставку к компьютеру и позволяет за 30 минут проводить измерения ряда параметров систем организма школьника. Это центральная нервная система, системы зрительная и слуховая, дыхательная, опорно-двигательная система, как наиболее чувствительная для сидящего ученика. Речь идет об изменении осанки и свода стопы. В реальном времени система передает информацию в единую базу данных, и мы можем тут же формировать некоторые обобщающие заключения об особенностях развития учеников данной школы и данного региона. Эти данные могут по желанию предоставляться родителям ребенка. Обследования будут проходить с первого по 11 класс ежегодно. Это не медицина в большом смысле слова. Это доврачебный мониторинг состояния здоровья учащихся.

Разработка комплекса большим научным коллективом шла в течение трех лет. В 2011 году «АРМИС» проходит испытания в лечебно-диагностических детских центрах (их шесть) Ростовской области. Эту же разработку будут использовать и в Татарстане, втором регионе России, где осуществляется этот пилотный проект.

По словам Ларисы Чаусовой, директора областного центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции (на его базе и создан Региональный центр здоровьесбережения в сфере образования), реализация проекта рассчитана на пять лет. Если создаваемая система покажет себя с положительной стороны, 2015–2016 годы станут временем массового ее внедрения в школы области. В перспективе возможно внедрение созданной и отработанной на примере Ростовской области системы здоровьесбережения школьников во всех школах России.

Елена Пожарская, замдиректора по научно-методической деятельности Регионального центра здоровьесбережения в сфере образования и научный руководитель проекта, подчеркивает, что речь идет и о таком направлении исследования, как влияние среды образовательного учреждения на здоровье детей. Ведь именно отклонения и сигнализируют о неблагополучии не только материальной базы, но и эмоциональной среды школы. И в зависимости от обнаруженных проблем школам будет оказываться адресная помощь. Именно поэтому комплексы размещены в школах, а не в медицинских учреждениях.

Муниципальные образования отбирали школы по следующим критериям: опыт работы со здоровьесберегающими технологиями, желание педагогов работать в этом направлении, наличие медицинских кабинетов, укомплектованность такими штатными единицами, как педагог-психолог, социальный педагог, налаженная связь через Интернет и так далее.

Отвечая на вопрос, почему школа согласилась на участие в проекте, замдиректора Говошахтинской школы № 7 Валентина Боченко сказала: «А как же иначе? Сохранение здоровья ребенка должно стать первоочередной задачей школы».