Безопасность пассажиров дороже денег

События последних лет привели к появлению Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, которую правительство страны приняло в 2010 году. Каким образом эта программа реализуется на Северо-Кавказской железнодорожной магистрали, и состоялась беседа с Сергеем Стаменовым, заместителем начальника Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов по транспортной безопасности.

— Все заинтересованы в том, чтобы севший в Ростове на поезд человек смог в целости и сохранности доехать до пункта назначения. Какие мероприятия Комплексной программы работают на эту безопасность?

— Мы находимся в Северо-Кавказской регионе, где вокзалы остаются в центре внимания лиц и групп террористического толка. На понимании этого факта в рамках реализации Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте, которая утверждена распоряжением Правительства РФ от 30 июля 2010 года за номером 1285р, было принято решение о создании досмотровых зон на 18 вокзалах, находящихся в ведении нашей дирекции. В том числе — и на вокзале Ростов-главный.

— Когда оборудование, о котором вы говорите, было установлено на вокзалах?

— В декабре 2011 года. Но в настоящее время у работников вокзального комплекса нет соответствующей законодательной базы для работы, то есть, они не имеют права, как в аэропортах, досматривать пассажиров. Причем речь идет не о тотальной проверке, а лишь о тех случаях, когда человек своим поведением вызывает подозрение. Тем не менее, принято решение, что такие сотрудники в штате вокзала появятся. Особая программа, по которой они будут обучаться, позволит им выявлять средства, запрещенные к перевозке. В первую очередь, это взрывчатка и оружие.

— И долго железнодорожникам ожидать разрешения на проведение досмотра?

— По инициативе министерства транспорта в Государственную Думу РФ внесено предложение о внесении дополнений в федеральный закон «О транспортной безопасности».

— Так что же у нас находится в досмотровой зоне?

— Стационарная досмотровая рентгеновская установка конвейерного типа для досмотра груза и ручной клади. Стационарная сканирующая рентгеновская установка для обследования пассажиров. То есть, если человек вызывает подозрение, есть специальная кабина, где идет его полное сканирование. Аппаратура полностью безвредна, есть соответствующая её сертификация. Если мы имеем дело с инвалидом — ведь злоумышленники по-всякому могут пытаться проникнуть на вокзал — у нас есть переносная рентгеновская установка.

Есть аппаратура локализации и идентификации взрывчатых веществ на основе быстрых меченых нейтронов. Есть установка радиационного контроля с функцией видеонаблюдения. Этот прибор очень чувствителен. Он в состоянии даже определить человека, который лечился облучением.

Но сейчас чтобы не нарушать закон словом «досмотр» мы все процедуры называем «мониторинг багажа и обследование пассажиров». Пока по согласованию с Федеральным агентством железнодорожного транспорта на железнодорожных вокзалах «Ростов-главный» и «Ставрополь» у нас запланированы тестовые испытания аппаратуры. То есть, речь идет о выборочном контроле. Мы не вводим в эксплуатацию оборудование полностью, но оно будет работать четыре-пять часов в сутки.

Человек проходит рамку металлодетектора, и если она «срабатывает» (а они у нас настроены на 250 граммов металла), человека обследуют более детально, предлагая показать, скажем, содержимое карманов. А если багаж вызывает подозрение, далее осмотром будут заниматься сотрудники полиции.

— Аппаратура, как вы сказали, запущена в тестовом режиме. Но, может быть, уже и этот тестовый режим дал какие-то результаты?

— Были выявлены пассажиры, которые провозили с собой оружие, правда, они имели на это соответствующие разрешения.

— Во сколько же оценена наша безопасность?

— Оборудование стоит немалых средств, но безопасность людей дороже денег. У нас применяются новейшие техника и технологии, а сама техника даже современней, чем та, что установлена в аэропортах.

— А как пассажиры относятся к мониторингу?

— Жалоб, по крайней мере, не было. С особым пониманием относятся те, которые уже видели, как на Московском узле она работает в полную силу. Время пришло такое, что надо подумать о своей безопасности. Люди поймут, что все это делается для их же блага.

— А как ваши работники восприняли такие меры безопасности?

— Занятия и инструктажи с нашими работниками и сотрудниками ЧОПов привели к повышению их бдительности. Аппаратура аппаратурой, но при выявлении любого «бесхоза» у сотрудников реакция моментальная — вплоть до всеобщей эвакуации. Понятно, что этим причиняются неудобства, но опять же жизнь человеческая намного выше всех беспокойств.

— А сами-то пассажиры бдительны?

— Не единичны факты, когда к сотрудникам вокзала подходят люди и говорят об оставленных сумках. То есть, народ к бдительности постепенно привыкает.