Над чем смеялись в Ростове

Сцена из спектакля Олигарх по пьесе Островского Не все коту масленица театра Самарская площадь

Сцена из спектакля "Олигарх" по пьесе Островского "Не все коту масленица" театра "Самарская площадь"

Хотя и количества привезенных в донскую столицу комедий хватило на целую неделю показа (по две в каждый вечер), смеяться пришлось мало. Вот такие сегодня в России комедии.

Поначалу даже спор зашел между журналистами и членами жюри — что же это за жизнь такая сейчас, когда самым современным автором признается Александр Николаевич Островский при всем уважении к классику и повторяющейся на новом круге спирали эпохе первоначального накопления капитала. Выяснилось, что если и пишут сегодня комедии, то не того качества, которое устроило нынче постановщиков. И вообще — страна в разброде, о какой комедии может идти речь?!..

К сожалению, не «проходит» сегодня драматургическое творчество мэтров режиссуры. То, что показал на малой сцене фестиваля очень уважаемый за прошлые достижения народный артист России Марк Розовский, просто не «лезло ни в какие ворота», так как представляло собой смесь капустника с претензиями на разборку с нынешней антрепризой и комариными укусами существующей власти.

В остальных представлениях речь шла преимущественно о любви. Как скажет перед спектаклем к зрителям режиссер театра «Самарская площадь» Евгений Дробышев, вся наша классика — про любовь, чтобы не говорили нам про нее в школе. И спектакль этого театра — тоже про любовь, которая дороже денег. И актрисы здесь не страдают, и мысль ясна, и олигарх в итоге наказан за то, что любовь хотел не просто купить, но еще и унизить при этом окружающих его людей.

За роль ключницы Феоны в спектакле «Олигарх» театра «Самарская площадь» по пьесе Островского «Не все коту масленица» отмечена Людмила Суворкина — и по заслугам. Но как можно было не задержать внимание на Геннадии Муштакове, столь прекрасно «разобравшегося» с густым «замоскворецким» текстом и сделавшего своего героя — купца Ахова столь таким близким сегодняшнему дню?!…
В спектакле питерского театра на Фонтанке «Любовные кружева» («Женитьба Белугина») отмечена благосклонностью жюри актриса Анна Геллер, но без внимания осталась работа актера Юрия Сташина, исполнявшего роль потерявшего голову от любви купца Андрюши Белугина и фактически державшего на себе весь спектакль.

Был отмечен и исполнитель роли Несчастливцева Дмитрий Лысенков в спектакле «Лес» театра имени Ленсовета. Этот спектакль, словно Монблан, возвышается над всеми привезенными в донскую столицу постановками хотя бы тем, что режиссер Кирилл Вытоптов не пошел по пути привычного натурализма (как написано — так поставлено) при переносе пьесы Островского на сцену. Перед зрителями предстала постановка в стиле постмодерн, герои которой в разговорах постоянно адресуются к мировым культурным брэндам. К сожалению, не все актеры разделяли взгляды режиссера, и это было видно по их игре. Выделялся Дмитрий Лысенков, представший совершенно необычным Несчастливцевым — молодым, совсем непафосным и, тем не менее, настоящим трагиком.
Словом, спектакль был посвящен судьбам театра, несмотря на то, что действие происходило в усадьбе помещицы Гурмыжской, а на деле — в самом настоящем лесу. А самого леса на сцене было много — жердей, досок, обломков бревен (художник — Нана Абдрашитова), и управлялись со всем этим хозяйством исполнители весьма ловко. Не рвали в клочья страсти и исполнители ролей влюбленных (Маргарита Иванова — Аксюша и Сергей Перегудов — Петр Восьмибратов), что было категорически приятно на фоне привычно страдающих «чистых девушек» Островского.

Удался ли пятый по счету фестиваль «Русская комедия» как праздник (а именно так он задумывался основателями), вопрос, конечно, интересный хотя бы потому, что всех спектаклей не увидели и члены жюри. Чего уж говорить о зрителях?!…