Безопасность on-line

Государство озаботилось безопасностью граждан, имеющих дело с транспортом, причем не просто пресечением незаконных проникновений на транспортные объекты и незаконных действий там безответственных лиц, но и самой возможностью появления таких нештатных ситуаций. Что делается в настоящий момент для безопасности не только в аэропортах, но даже на остановках городского транспорта, рассказал руководитель Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Андрей Башлаев.

Начал свой рассказ Андрей Петрович с точной цитаты:

— В рамках реализации Комплексной программы безопасности населения на транспорте, реализация которой проходит в соответствии с Указом президента РФ № 403 от 31 марта 2010 года, предусмотрено совершенствование системы получения информации о происшествиях на транспорте, а также о нарушениях законодательства и требований в сфере транспортной безопасности.

И вот что для этого сделано: в ближайшем будущем вся оперативная информация по транспортной безопасности в режиме on-line во всех федеральных округах будет поступать в территориальные автоматизированные центры контроля и надзора и в центральный автоматизированный центр, который находится в Ространснадзоре.

В 2011 году в рамках пилотного проекта были созданы, и сейчас уже действуют два таких центра в Южном и Центральном федеральных округах, и в Москве — в самом Ространснадзоре.

Сам Центр в ЮФО представляет собой комплекс компьютерного оборудования, которое сейчас дооснащается специализированными программами. В итоге появилась возможность более детально изучать те события, которые происходят в том или ином месте, проводить их мониторинг, выдавать соответствующую информация по линиям сотрудничества с другими органами исполнительной власти, которые работают в системе «112».

Что в настоящее время происходит в созданном центре? При постоянном дежурстве оперативных отделов сюда стекается информация со всех объектов транспортной инфраструктуры округа. Эта информация связана, в том числе, и с проведением каких-либо тренировочных мероприятий, которые сейчас проводятся в большом количестве для того, чтобы понять «слабые места», существующие на транспортных объектах. События в украинском Днепропетровске подсказывают, что не только ж/д вокзалы, автовокзалы и аэропорты, но и простая трамвайная остановка может стать местом, где пострадают много людей.

— Мы анализируем поступающую информацию, — рассказывает Андрей Башлаев, — от начала до конца, и когда заработают центры во всех округах, в масштабах всей страны будет ясно, что нужно сделать для приведения всех сил и средств по борьбе с терроризмом на необходимый уровень.

— Это связано, — продолжает Андрей Петрович, — и с вопросами техногенного характера. К нам, к примеру, приходит информация о сходе с путей железнодорожных цистерн, в которых находятся отравляющие вещества. Мы передаем эту информацию в соответствующие организации, которые локализуют инцидент в минимальные сроки. В дальнейшем предусмотрено создание автоматизированной системы фиксации правонарушений по аналогии с работой видеокамер ГИБДД.

В рамках Комплексной программы к нам поступили и передвижные центры — автомобили. Один остался в Ростове, другой мы перегнали в Сочи — поближе к олимпийским объектам.

Эти машины могут выехать к любому месту, где сложилась чрезвычайная ситуация. Передвижные центры оснащены связью, в том числе — и спутниковой, там есть источник автономного питания, выносные камеры с 50-кратным увеличением объекта, есть кондиционирование, словом, этот передвижной центр может работать в любое время года.

— Так что нельзя сказать, что Родина оставила нас без технического оснащения, и сейчас учатся в управлении все сотрудники, кто работает с транспортной безопасностью, — тут Андрей Петрович улыбается, вспоминая о своих кадрах, правда, не столько многочисленных, как хотелось бы. — Да и пассажир видит: где не было на транспортных объектах сотрудников охраны, они появились. Появились и системы видеонаблюдения, и объявления о порядке действий в условиях ЧС. Словом, безопасности сегодня уделяется огромное внимание.

Есть у нее и такой аспект. Если в 2011 году количество штрафов на линии транспортной безопасности по округу составило 600–700 тысяч рублей, то в 2012-м к сентябрю — 3,6 миллионов рублей. Это говорит о том, что Управление получило более полный список предприятий, занимающихся этим видом деятельности. К сожалению, действующего реестра субъектов и объектов транспортной инфраструктуры, осуществляющих перевозки, в том числе и пассажиров, не существует.

— Благодаря автодорнадзору, речморнадзору, желдорнадзору мы создали свой реестр, — с понятной гордостью говорит Андрей Башлаев, — в котором порядка четырех тысяч организаций. Чтобы их проверить на предмет безопасности, нам потребуется не один десяток лет. Потому руководитель Ространснадзора Александр Касьянов вышел с такой инициативой: транспортные субъекты, которым присвоены третья и четвертая категории, передать под контроль муниципальным властям. Но пока законодатель молчит.

И тут приходится уточнять:

— Но все-таки для выполнения функций надзора все оборудование, полученное в рамках Комплексной программы, должно вам помочь, несмотря на кадровый голод и огромное количество перевозчиков?

— Уже помогает, — соглашается Андрей Петрович, — но давайте помнить, что основной этап Комплексной программы приходится на 2013–2015 годы. Мы создали центр, с его помощью инспектор может со мной связаться из любой точки, где он находится, и передать всю информацию, которая у него есть. С помощью системы видеоконференций можно включать других собеседников для принятия решений. Пока созданная система не работает на анализ выявленных нарушений. А это одна из целей, заложенных в Комплексной программе: система должна автоматически осуществлять контроль, показывать слабые места и предупреждать операторов об этом. Получая сигнал с объекта, они начинают изучать то место, где все и происходит, и передают информацию в МЧС — ту организацию, с которой — одной из первых — мы подписали соглашение о сотрудничестве.