Как «Мюнхаузен» в учебный процесс внедрился

сцена из спектакля Мюнхаузен театра ФИ ЮФУ, Ростов-на-Дону

Экспериментальная площадка Ростовского Молодежного открыла второй сезон. Здесь показывают самые необычные спектакли, которые только можно найти в Ростовской области. Сезон начали студенты факультета искусств Южного федерального университета спектаклем «Тот самый Мюнхгаузен» по пьесе Григория Горина, предъявив театр дизайнеров.

— Наш выбор пал на этот коллектив неслучайно, — рассказывают в Ростовском академическом Молодежном театре. — Уже не первый год ребята занимают лидирующие места на фестивале «Студенческая весна», который проходит в Южном федеральном университете. Их спектакли «Книга про бойца-2» по произведению А.Твардовского «Василий Теркин на том свете» (2010), кукольная постановка «Ярмарка» на стихи Сергея Михалкова и Самуила Маршака (2011), минималистичный спектакль «Король умирает» (2011) пользовались успехом, благодаря им театр факультета искусств был в тройке лидеров фестиваля. Этой весной их «Мюнхгаузен» завоевал гран-при.

Постановка вызвала настоящий фурор, поразив нестандартным режиссерским решением. Со студентами этого вуза уже не первый год работают прекрасные ростовские актрисы — Елена Иванова и Раиса Пащенко. Но поражает и оригинальность оформления спектакля, причем во всем — от элементов костюмов до камина и прочей мебели. И все это мастерски и тонко выполнено из бумаги и картона.

Комическая фантазия о жизни и смерти знаменитого барона Мюнхгаузена поначалу задумывалась как кукольный спектакль. Но, как всегда, все решил случай.

Руководитель театра, декан факультета искусств Елена Клемёнова рассказывает: «Когда мы уже продумали в целом концепцию будущего спектакля, собрали ребят, и видим: стоят такие парни, ну как же мы их за ширму-то спрячем, таких красавцев? Решили в итоге сделать кукол из них» (по замыслу режиссера, все персонажи спектакля существуют на сцене в полумасках, кроме самого барона Мюнхгаузена, который, как известно, был славен не тем, что летал на Луну, а тем, что никогда не врал, что и отличало его от всех окружающих).

Однако вывести персонажи на сцену — это полдела. Нужно было предложить такое сценографическое решение, которое убедило бы зрителя. И оно было найдено деканом Еленой Клеймёновой и завкафедрой интерьера Вячеславом Козловым, которые решили вписать процесс подготовки спектакля в процесс учебный.

Делали костюмы и элементы декораций сами студенты. Елена Клеймёнова сначала предложила всем желающим «похулиганить», придумав нечто необычное на тему Нового года. Так, осваивая технику работы с картоном и бумагой, и родились эти необычные костюмы. Родилась и необычная фигура самого известного в истории немецкого барона: он выглядит, не разочаровывая никого — с парике и с длинными, закрученными вверх усами.

Все персонажи, кроме самого правдивого барона на свете, в полумасках. Некоторые персонажи были пощажены — их лица не полностью скрыты масками, то есть, осталась надежда, что они смогут выбраться из своего нечеловеческого бытия. На них же и половинки бумажных костюмов, в которых еще нужно было научиться двигаться. За эти костюмы отвечала Мария Черкасова, преподаватель кафедры графического дизайна и костюма факультета искусств ЮФУ.

Так появился на свет театр, который в ЮФУ не спутаешь ни с кем — театр дизайнера.

Остается лишь добавить, что в финале спектакля все персонажи срывают с себя и картонные парики, и фрагменты бумажной одежды, что означает: для следующего представления они будут изготовлены руками студентов-дизайнеров заново.