Фундамент для национальной идеи
В Южном научном центре РАН вышла книга, которая рассказывает о жизни казачьего хутора, расположенного на острове в дельте Дона. Взяв за основу изучение жизни хутора Донского Азовского района Ростовской области, ученые из Института социально-экономических и гуманитарных исследований ЮНЦ РАН написали социально-экономический портрет дельты Дона.
Что мы вообще знаем о казачестве? Нет, не о жизни атаманов, описанных в многочисленных трудах, не о боевых подвигах удалых молодцов, о которых особенно было принято вспоминать в прошедшем году, а об обычной жизни рядовых казаков? Тех самых, которые, к примеру, жили в низовьях Дона и каждый день ловили рыбу и заготавливали ее впрок так, что эти рецепты используются до сих пор? Что нам известно об их жизни на реке и море одновременно? И вот эта жизнь самых обычных людей и попала в центр внимания академической науки.
Еще никогда небольшому хутору в России, а возможно, и на постсоветском пространстве не посвящалось столь обширное — более чем в 200 страниц! — академическое издание, снабженное богатым иллюстративным и картографическим материалом. Интерес к данному населенному пункту, который найдешь не на каждой карте, у авторов исследования не случаен. Судьба Донского — самого нижнего хутора из лежащих по Дону — отражает участь многих казачьих поселений в ХХ веке. Во многом эта судьба типична и для многих населенных пунктов России. При этом история и культура хутора рассматривается в книге без отрыва от процессов, протекающих во всем северо-восточном Приазовье.
Как считает возглавляющий авторский коллектив председатель ЮНЦ РАН, академик Геннадий Матишов, в этом труде удалось сынтегрировать знания из разных областей, описать жизнь именно казачьего большинства. И если Шолохов это сделал для верховых казаков, то мы — для низовых, утверждает академик.
По словам профессора Андрея Венкова, жизнь обитателей этого хутора прекрасно демонстрирует единство человека и природы. Ведь казаки не боролись с постоянными нагонами воды из моря, а умело приспособились и постройки возводить, чтобы их не разрушала вода (как не вспомнить Крымск!), и лодки использовать так, как на суше используют те же велосипеды. По архивам церквей, которые уже канули в небытие, восстановлены многие родословные казачьих фамилий хутора.
Татьяна Власкина, заведующая музеем ЮНЦ и один из авторов книги, считает, что история хутора потрясает простотой и драматизмом. Донской, говорит она, для нас стал своеобразной лабораторией: здесь есть конечная территория, конечный исторический итог с момента образования и по сегодняшний день и обозримое количество людей, которые жили в этом хуторе. Удалось проследить и места, откуда пришли сюда жители. В итоге получился уникальный обзор, где сошлись вместе история и экология, языкознание и архитектура, этнография и кулинария.
Да, да, кулинария, и тут удивляться не стоит. Впервые в сферу внимания ученых попали история способов приготовления той же рыбы и, конечно же, раков: чего стоит только рецепт супа из раковых шеек?! Все это заслуживает внимания потому, что рыба не просто была первым продуктом на казачьем столе. Это понимали даже турки, в ХVIII веке вернувшие себе Азов, но пропускавшие небольшие казачьи суда в море на рыбачий промысел. Рыба в буквальном смысле слова спасла в голодные 1930-е не только обитателей Нижнего Дона, но и тех, кто бежал сюда, спасая жизнь, из средней полосы России.
А чего только стоит история кофе, появившегося на Дону вместе с турецкими женами и ставшего воистину национальным напитком казаков?! Пробовал ли хоть кто-нибудь из читающих эти строки кофе с… селедкой?!
Словом, трудно не согласиться с академиком Геннадием Матишовым: изучение истории казачества и может привести к появлению национальной идеи России, о необходимости которой так много говорят в последнее время. А что это, как не любовь к Родине, пусть для начала такой малой, как хутор Донской.
На снимке: академик Геннадий Матишов и новый труд ученых ЮНЦ РАН.