Безопасность превыше прибыли

На вокзале Ростов-Главный появилось такое же досмотровое оборудование, как и в аэропортах. О том, что уже дала его установка, как оно помогает обеспечивать безопасность пассажиров, удалось побеседовать с начальником сектора транспортной безопасности Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов Александром Леоновым.

Для начала Александр Алексеевич Леонов сообщил, что на балансе у дирекции 57 вокзалов, расположенных на полигоне Северо-Кавказской железной дороги. Это вокзалы, в основном, с крупным пассажиропотоком — как в дальнем, так и пригородном сообщении.

— А на остальных кто обеспечивает безопасность?

— Есть в границах Северо-Кавказской железной дороге и другие подразделения, как, например, Дирекция пассажирских обустройств — в их ведении такие вокзалы, как Ростов-Пригородный, Батайск, пригородные платформы и так далее.

— В прошлом году в рамках Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте 18 вокзалов, которые находятся в вашем ведении, должны были быть обеспечены досмотровым оборудованием. На вокзале «Ростов-Главный» его можно увидеть, а на других вокзалах?

— В 2011 — 2012 годах ряд вокзалов также оснащены средствами досмотра багажа и ручной клади, предотвращения несанкционированного проникновения посторонних лиц и антиобщественных элементов. У нас не везде оборудование установлено в зданиях вокзалов, для этого еще построены павильоны. На вокзале Кисловодск оборудование установлено в одном павильоне, там особый случай — для строительных работ необходимо было согласовывать документацию, так как это памятник архитектуры. Недавно местные власти согласовали строительство второго павильона и в ближайшем времени закроем и это направление.

— В какую же сумму обошлась безопасность на вокзалах?

— Говорю не о строительстве, а об оборудовании — порядка 500 миллионов рублей. Приобреталось оборудование и на средства из федерального бюджета. Мы обязаны обеспечить безопасное прибытие пассажира из пункта, А в пункт Б. Если взять расходы компании на обеспечение безопасности движения поездов, тот же текущий ремонт пути, содержание контактной сети и другие — они будут гораздо больше.

— Так какое же оборудование обеспечивает безопасность пассажиров?

— В рамках реализации мероприятий Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте на 18 вокзалов Северо-Кавказской региональной дирекции железнодорожных вокзалов (СК РДЖВ) установлены и используются установки для досмотра багажа «Инспектор 60/70», аппаратура радиационного контроля с функцией видеонаблюдения «АКРК-1», рентгеновские установки для досмотра пассажиров «HomoScan», аппаратура обнаружения взрывчатых веществ «Шельф», переносная рентгено-телевизионная аппаратура «Норка», аппаратура автоматического обнаружения взрывчатых веществ «ДВиН», индивидуальные дозиметры-радиометры, системы видеомониторинга досмотровых зон, оборудование для подавления радиолиний и взрывозащитные контейнеры.

Они обеспечивают четыре позиции — досмотр багажа, досмотр пассажиров в случае необходимости, выявление металлических предметов стационарным металлообнаружителем и радиационных материалов с помощью системы радиационного контроля и функцию видеонаблюдения.

— В рамках какой нормативной базы вы работаете, обеспечивая безопасность по вокзалу Ростов-Главный?

— У нас есть обязанность обеспечить безопасность, но до сих пор нет нормативной базы, определяющей — кто должен проводить досмотр, как он должен проводиться, отсутсвует перечень запрещенных предметов. Дума в первом чтении приняла поправки к закону 16 ФЗ «О транспортной безопасности». Там определение досмотра и сказано, что такое подразделение транспортной безопасности, зона транспортной безопасности.

Оборудование, установленное на вокзалах, сейчас работает рамках 43-го приказа Минтранса от 8 февраля 2011 года, который не противоречит другим нормативным актам РФ. В штаты вокзалов введена такая должность, как инспектор по досмотру. Проводится обучение этих сотрудников. Тестовые испытания досмотрового оборудования были проведены на двух вокзалах — Ростове-Главный и в Ставрополе. После этого появились и рекомендации по досмотру. Они были согласованы с МВД.

— А как насчет скопления народа перед оборудованием?

— У нас пассажиропоток гораздо больше, чем в тех же аэропортах. И если бы мы ошиблись с определением количества нужного оборудования, то было бы сложно. Поначалу было скопление посетителей, но сейчас, даже когда оборудование работает, даже при максимальном пассажиропотоке, все идет нормально. И люди понимают, что это направлено на их же безопасность.

— А если у пассажира металлический имплант или кардиостимулятор? Как влияет на него досмотр?

— Влияние досмотрового оборудования на кардиостимулятор отсутствует. Пассажиры проходят через стационарный металлодетектор. И если у посетителя с имплантированным кардиостимулятором есть какие-либо опасения за свое здоровье то досмотр проходит с помощью ручного металлодетектора. Досмотр багажа идет при помощи рентгеновской установки, и на человека это излучение не действует.

— А с какими еще трудностями вы столкнулись, устанавливая оборудование на всех 18 вокзалах?

— У нас на 10 вокзалах оборудование установлено в специально построенных павильонах. Приходилось преодолевать сопротивление некоторых представителей местных властей, которые, особенно после взрыва в Домодедово, на всех заседаниях кричали, что они — за безопасность. А когда дело коснулось той же постройки павильона — даже в полосе отвода железной дороги! — так дело чуть ли не до сноса построенного павильона доходило. По некоторым вокзалам — чего скрывать! — были намерения какую-то коммерческую деятельность развернуть на этих местах. Все это удалось преодолеть.

— Да, безопасность превыше прибыли!

— С этим мы справились. Помогла нам и полиция, и Федеральная служба безопасности. В Приложении 3 Комплексной программы обеспечения населения на транспорте определено, что организация досмотра багажа пассажиров ОАО «РДЖ» идет с привлечением сотрудников полиции и ФСБ. В 2011 году этим ведомствам были и соответствующие поручения президента РФ.

И ждем мы, конечно, изменения нашего законодательства.

— До конца года дождемся?

— Конечно! И тогда будет больше полномочий и у нас, у полиции, и у частных охранных предприятий. Ведь когда все предметы и вещества, запрещенные к перевозке, обнаруживаются, мы не можем изъять, как это делается в аэропортах. Человек с тем же оружием может сесть в поезд…

— И каковы ваши действия?

— Мы передаем его сотруднику полиции. Тот проверяет наличие разрешения, если его нет, то они действуют согласно своим инструкциям. Если все в порядке, человек с тем же оружием становится пассажиром поезда, и что он будет с этим оружием делать, никто не знает. Так что с этим тоже есть проблемы.

— А на Северном Кавказе так и просто национальный обычай ходить с оружием!

— Мы досматриваем всех пассажиров. Железнодорожным транспортом перемещаются у нас сотрудники полиции, МВД, внутренних войск. Тем более, когда с 1 апреля заработало оборудование в Краснодарском крае, в Анапе и Новороссийске проходили учения. Шла перевозка военнослужащих, оружие было упаковано, и все равно отмечались факты нарушений. Все фиксировалось в соответствующем журнале. И случаи были разные.

Яндекс.Метрика