Как легко заблудиться в «Лесу» у классика!…

Счастливцев (Сергей Власов) и Несчастливцев (Андрей Ребенков)

Последняя премьера Ростовского академического театра драмы имени М.Горького — спектакль «Лес» по пьесе Александра Островского — наводит на мысль о том, что постановщику попросту не хватило времени ни на обдумывание происходящего, ни на работу с актерами.

Как известно, постановка «Леса» была в планах главного режиссера театра Николая Сорокина, но — не случилось. И вот появляется новый постановщик, хорошо всем в Ростове известный болгарский режиссер Богдан Петканин. Режиссер, с актерами работать умеющий — в отличие от большинства нынешних представителей этой профессии, что блестяще доказывает «Футбольное трио» на Малой сцене театра, да и его постановка «Доходного места» Островского весьма неплоха.

Но, к сожалению, «Лес» к удачам режиссера отнести трудно. Сколько пересмотрено спектаклей по этой пьесе, и уже обычное воспроизведение пусть и прекрасного текста не воспринимается всерьез. Каждый раз интересно, какими увидит режиссер хрестоматийных персонажей, что стоит за разошедшимися на цитаты словами?…

Придумок в спектакле, отодвигающих канон, не так уж и много. Изрядно веселит Петр (Роман Гайдамак), каждый раз после «решительного разговора» с папашей о женитьбе, являющийся то с подбитым глазом, то со сломанной рукой, а то и с костылем. Есть попытка отойти от многочисленных повторов традиционного образа Несчастливцева у Андрея Ребенкова: вроде бы, как полагается, высок и крепок, но не шибко-то уверен в себе этот сценический громовержец. Мямля-то по жизни — если по большому счету.

Более всего обидно за Татьяну Шкрабак, актрису, которая, казалось бы, дождалась своего «звездного часа». То, что Гурмыжская — лицемерка, понятно. Но лишь иногда дает режиссер актрисе возможность показать эту тщательно скрываемую помещицей свою сущность. Да и любви-то к гимназисту у этой Раисы Павловны маловато: она, скорее, собственница, чем озабоченная своей запоздалой страстью женщина.

Вроде бы неплох Алексей Тимченко в роли Буланова, но… Актер играет наше представление об этом персонаже, а не конкретного тунеядца и любителя пожить за чужой счет. Потому-то и не интересны его сцены с Гурмыжской. И совсем «невкусно» сыграно преображение недоучившегося школяра, то самое «из грязи да в князи»!…

Вместо известнейшего монолога насчет «людей, порожденья крокодилов» из пьесы г-на Шиллера здесь дворня, зараженная «бациллой театра» разыгрывает для Гурмыжской «Гамлета». Идея понятна, но слишком затянуто это «представление», которое должно бы промелькнуть аки ряд картинок-комиксов.

Богдан Петканин не был бы собой, если бы не задействовал поворотный круг сцены. Но лишь одна конструкция на нем «выстреливает» в «десятку» — это остановочный павильончик у имения, который Андрей Ребенков (Несчастливцев), Анастасия Шапаренко (Аксюша) и Сергей Власов (Счастливцев) обыгрывают на «отлично». Здесь «работает» все — и выбеленное «дерево», и платформа, превращающаяся в сцену.

Словом, вроде бы что-то есть, но того откровения, которое ждешь от театра, нет. А, может быть, сегодня его и ждать не стоит?… Какие времена — таков и театр. Таков и «Лес».