Подшутить над собой

Режиссер Богдан Петканин

В Ростовском академическом театре драмы имени М.Горького болгарский режиссер Богдан Петканин ставит французскую комедию Франсиса Вебера «Зануда». автор этих строк встретилась постановщиком, желая узнать причину этого выбора.

— Так все-таки — почему комедия? Вопрос возникает потому, что как-то многовато сегодня комедий на нашей сцене. И что вы постановкой этой пьесы хотите нам сказать?

— Когда ставишь комедию положений, вряд ли много чего можно сказать. Если бы я ставил, скажем, «Тартюфа», то более занимался какими-то гражданскими и социальными смыслами, связывая все с сегодняшними проблемами. Я вообще-то большой любитель французских комедий.

— Похоже, в стране сейчас у нас все стали их любителями: вон, сколько «французов» шагает по донским сценам!

— Да, здесь, в театре, ставили уже Вебера «Ужин дураков», комедия уже идет много лет. Скажу честно, возможности подшутить над собой у меня не было уже много лет, так что захотелось сделать себе праздник, словом, чуть-чуть отдохнуть в хорошем смысле слова. А у театра были планы по поводу и итальянских, и английских комедий. Но это не мой юмор. А «Зануда» — одна из моих любимых пьес. Мы ставим вариант, который российскому зрителю неизвестен. Известна его комедия «Контракт», первый вариант «Зануды», она вошла в сборник лучших французских комедий. И вот спустя много лет Вебер переделывает эту пьесу, и тут же появляется сделанный по ней французский фильм. А потом американцы делают его римейк.

— Так «Зануда» все-таки выбор ваш?

— Да, до этого я сделал в театре «Лес» в юбилей Татьяны Сергеевны Шкрабак, но мне всегда хотелось сделать именно французскую комедию положений так, как я ее понимаю. Такие пьесы, как бы ни нагло это звучит, требуют большого профессионализма, требуют участие мастеров, так как сами мастерски сделаны. Это четкая математика — вплоть до темпоритма, паузы и так далее. Я видел шесть-семь вариантов постановок «Зануды» в болгарских, сербских, македонских театрах. И могу сказать, что те, которые мне понравились, сделаны именно по законам комедии положений.