«100 пудов любви» ХХI века
В Таганрогском драматическом театре имени А. П. Чехова состоялась премьера спектакля «Лишний человек», театральная фантазия сеульского режиссера Кан Те Сик по пьесе А. П. Чехова «Чайка». История этой постановки весьма необычна.
Познакомились таганрожцы с Кан Те Сиком в 2013 году, когда он, большой поклонник Антона Павловича и популяризатор его творчества в Южной Корее, приехал в театр в ходе своего путешествия по чеховским местам России. Здесь он увидел комедию-триллер «Дверь в смежную комнату», и театр получил приглашение на международный театральный фестиваль в Сеул, что и выступил в июне 2013 года.
Сам господин Кан Те Сик учился в России, потом в южно-корейской столице он организовал свою компанию под названием «Театр Ч». В 2013 году на фестиваль «На родине Чехова» этот южнокорейский театр привозил свою постановку «Чайки». Причем совсем не похожую на ту, которую можно сейчас увидеть на таганрогской сцене: выяснилось, что в Южной Корее любят Чехова и очень трепетно относятся к его творческому наследию.
В сентябре же 2013-го мистер Кан выразил желание продолжить свое сотрудничество с театром родины Чехова уже в качестве режиссера, предложив поставить «Чайку» с таганрогскими артистами. Театр предложение принял, хотя его приверженность чеховским постановкам скорее в мхатовском, классическом стиле, нежели авангардным, известна всем.
Таганрогский «Лишний человек» (так называется театральная фантазия по пьесе «Чайка») радикально отличается от той, что приезжала из Сеула на фестиваль — полнометражного спектакля с полностью сохраненным текстом. Можно только догадаться, как сложно было актерам: и языковой барьер имел место, и иная ментальность, и незнакомое доселе воззрения на театральное искусство. Но к общему знаменателю пришли, результатам чего стал весьма необычный спектакль. Что же увидели на премьере зрители?
Удивляет, прежде всего, световое решение спектакля, ну никак в привычном представлении не свойственное классическому прочтению чеховских пьес. Световая партитура с какими-то просто обжигающими синими и красными подсветками аккомпанирует страстям, кипящим на сцене (сценография Марии Тепляшовой-Белогорцевой), являясь нематериальной метафорой чеховских «100 пудов любви» (так сам автор определял происходящее в своей пьесе).
Само действие «Чайки» перенесено в наше время, при этом щадящее и аккуратно сокращен текст при полном сохранении всех характеров и сюжетных линий. Естественно при этом появление современных реалий (к примеру, Тригорин стал сценаристом, причем можно догадаться, что он — автор сценариев сериалов).
И к величайшему удивлению многих зрителей выясняется, что «Чайка» не только классическая, но и очень современная, более того — актуальная пьеса: и в наше время страдают от неразделенной любви, и в наше время есть место зависти и жадности. И в наше время таланту, увы, не всегда можно пробиться. И в наше время несчастными себя считают практически все — и актриса, которой грозит потеря «медийного» любовника, а сын все время напоминает ей о возрасте; и молодая девушка, у которой жажда славы не всегда адекватна отпущенному ей таланту; и другая девушка-«готка», от несчастной любви кидающаяся не в омут, а в несчастный брак.
И все это так обыденно — потому и страшно. И сердце сжимается, когда в финале на фоне мерцающего вдали колдовского озера Константин Треплев (Алексей Петровский), парнишка в куртке с капюшоном и в кедах, остается один и далее звучит выстрел. И складывается впечатление, что не вписывается в нынешнюю реальность не только он со своим талантом и несчастной любовью. Не оставляет крамольная мысль: а ты-то сам готов стать «нелишним» в этой безумной жизни, где все схвачено и цепко держится «медийными лицами?!!…
Спектакль «Лишний человек» будет показан в октябре на очередном международном фестивале в Сеуле. А «Театр Ч» в сентябре привезет в Таганрог чеховского «Иванова». Сотрудничество продолжается.