Как стать не оловянной пуговицей, а самим собой
В Таганрогском драматическом театре имени А. П. Чехова — премьера спектакля, название которого не найти ни в одной из афиш донских театров. Режиссер Анна Фекета воплотила на сцене свое видение драматической поэмы Ибсена «Пер Гюнт».
Многословное произведение норвежского драматурга, известнейшего классика западноевропейского театра Генрика Юхана Ибсена переведено Анной Фекетой (она — автор сценической версии) в чуть более чем двухчасовое действие. Актеры же театра, получив изрядную физическую подготовку, оказались готовыми воплощать всю нечисть в виде троллей, сирен, и вполне реальных персонажей.
Так, очень хороша Осе, мать Пера (Татьяна Шабалдас). Как истинная женщина, она защищает своего изрядно выросшего ребенка, как может. Вино, считает она, виновато в том, что Пер стал жестоким и распутным. Материнская любовь заслоняет ей ту характеристику, которую дает герою Ибсен: «Нечист он духом, сердцем он жесток».
Таким Пер (в этом сезоне принятый в таганрогскую труппу Максим Ушмаев) предстает перед зрителями в начале спектакля — циничен его смех (а высмеивает он практически все), жесток с Ингрид (в спектакле она, брошенная Пером, заканчивает жизнь самоубийством), да и с матерью не шибко ласков.
Режиссер проводит Пера не через те приключения в разных концах света, как у Ибсена, а через воспоминания детства и его бесславного прошлого: вот отец бьет его и мать, вот проходит перед ним умершая Ингрид с его нерожденной дочерью. То есть, как бы говорит нам автор спектакля, ад внутри собственной души, а внешние его проявления не столь важны
Правда, как и у Ибсена, попадает Пер в царство Короля троллей (Артем Лопатин). И вот тут действительно аплодисменты труппе: актеры во главе с Артемом Лопатиным продемонстрировали умение работать со стихотворным текстом (чего не скажешь о других донских труппах, берущихся за произведения, написанные стихами), а режиссер — умение выстроить действие, которое диктует ритм стиха.
Но главные слова сказаны в спектакле Пуговичником (Алексей Алексеев): не каждому дано быть самим собой. Так сможет ли Пер стать таковым и попасть в ад или рай, иначе стать ему безликой оловянной пуговицей…
Эффектна световая и звуковая партитура спектакля (саунд-дизайн Алексей Манжуров), колоритны костюмы и декорации. Все это вместе с игрой, а особенно пластикой актеров выводит спектакль в нынешний день, заставляет примерять все перипетии судьбы непутевого парня из норвежской деревни на себя.