Как стать не оловянной пуговицей, а самим собой

Пер Гюнт (Максим Ушмаев) и три сирены — Марина Дрень, Наталья Лопатина и Здата Лазовская

В Таганрогском драматическом театре имени А. П. Чехова — премьера спектакля, название которого не найти ни в одной из афиш донских театров. Режиссер Анна Фекета воплотила на сцене свое видение драматической поэмы Ибсена «Пер Гюнт».

Пер Гюнт — Максим Ушмаев

Многословное произведение норвежского драматурга, известнейшего классика западноевропейского театра Генрика Юхана Ибсена переведено Анной Фекетой (она — автор сценической версии) в чуть более чем двухчасовое действие. Актеры же театра, получив изрядную физическую подготовку, оказались готовыми воплощать всю нечисть в виде троллей, сирен, и вполне реальных персонажей.
Так, очень хороша Осе, мать Пера (Татьяна Шабалдас). Как истинная женщина, она защищает своего изрядно выросшего ребенка, как может. Вино, считает она, виновато в том, что Пер стал жестоким и распутным. Материнская любовь заслоняет ей ту характеристику, которую дает герою Ибсен: «Нечист он духом, сердцем он жесток».

Сольвейг - Елизавета Афанасьева, Мать - Татьяна Шабалдас, Пер-Гюнт - Максим Ушмаев
Сольвейг — Елизавета Афанасьева, Мать — Татьяна Шабалдас, Пер-Гюнт — Максим Ушмаев

Таким Пер (в этом сезоне принятый в таганрогскую труппу Максим Ушмаев) предстает перед зрителями в начале спектакля — циничен его смех (а высмеивает он практически все), жесток с Ингрид (в спектакле она, брошенная Пером, заканчивает жизнь самоубийством), да и с матерью не шибко ласков.

Режиссер проводит Пера не через те приключения в разных концах света, как у Ибсена, а через воспоминания детства и его бесславного прошлого: вот отец бьет его и мать, вот проходит перед ним умершая Ингрид с его нерожденной дочерью. То есть, как бы говорит нам автор спектакля, ад внутри собственной души, а внешние его проявления не столь важны

Правда, как и у Ибсена, попадает Пер в царство Короля троллей (Артем Лопатин). И вот тут действительно аплодисменты труппе: актеры во главе с Артемом Лопатиным продемонстрировали умение работать со стихотворным текстом (чего не скажешь о других донских труппах, берущихся за произведения, написанные стихами), а режиссер — умение выстроить действие, которое диктует ритм стиха.

Пуговичник - Алексей Алексеев
Пуговичник — Алексей Алексеев

Но главные слова сказаны в спектакле Пуговичником (Алексей Алексеев): не каждому дано быть самим собой. Так сможет ли Пер стать таковым и попасть в ад или рай, иначе стать ему безликой оловянной пуговицей…
Эффектна световая и звуковая партитура спектакля (саунд-дизайн Алексей Манжуров), колоритны костюмы и декорации. Все это вместе с игрой, а особенно пластикой актеров выводит спектакль в нынешний день, заставляет примерять все перипетии судьбы непутевого парня из норвежской деревни на себя.

Читайте также...