Как я сдавала ЕГЭ

Автор этих строк приняла участие в PR- акции министерства общего и профессионального образования Ростовской области, проходившей под лозунгом «Мы — за честный ЕГЭ». Довелось выполнять задания Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Чувства от участия в акции остались противоречивые.

Про акцию и ее организацию

Все было, как на настоящем экзамене: и организаторы, и сдающие, с той только разницей, что среди последних — министр общего и профессионального образования Лариса Балина, и ее заместитель Анна Паршина, и председатель комитета по молодежной политике ЗСРО Лариса Тутова, и директор Ростовского филиала Ростелекома Сергей Алхасов. Он и рассказал о том, что все аудитории (а их более тысячи), где будут сдавать ЕГЭ в этом году, оснащены видеокамерами. Часть школ имеет скоростные каналы передачи данных, которые позволяют в режиме он-лайн наблюдать и вести запись того, что происходит в аудиториях. Там же, где не имеется таких каналов связи, будет идти запись процесса сдачи экзамена, которую в случае необходимости можно будет просмотреть.

— Считайте эту акцию репетицией ЕГЭ в Ростове, — сказала Лариса Балина, также, как все, получив при входе уведомление о регистрации ее как участника экзамена. Накануне, по словам министра, в Ростовской области прошел единый день ЕГЭ во всех 140 пунктах, где будут принимать экзамены у выпускников,. В этом году открыта база данных материалов ЕГЭ 2012–2013 года, выложены в Сеть и те задания, которые будут даны в 2014 году. Ребята отмечают, говорит Лариса Валентиновна, что открытый банк заданий снял некоторое напряжение. Некоторые выпускники, в примеру, в Волгодонске, признались министру, что решили уже более 70 вариантов заданий по математике.

Долгий путь к проверке знаний

Автор этих строк специально не захватила с собой паспорта, чтобы посмотреть, как в таком случае будут действовать организаторы ЕГЭ. Лучше этого, конечно, не делать, но чего в жизни не бывает?! Пришлось пройти процедуру идентификации — предъявить редакционное удостоверение и попросить министра образования удостоверить свою личность, в чем ей и пришлось расписаться в соответствующем документе.

Далее всех попросили пройти через рамку металлоискателя, сдав предварительно телефоны. Такие рамки будут установлены в этом году во всех пунктах сдачи. При входе в аудиторию — очередная проверка личностей сдающих. А у дверей в самой аудитории все оставляют даже диктофоны, которые почему-то причислены (новое слово в коммуникации!) к средствам мобильной связи.

Писать, писать, писать!…

И вот, наконец, «материализация духов», то есть, раздача КИМов — контрольно-измерительных материалов с заданиями. Как-то с непривычки задрожали руки — и не зря: оказывается, ни в коем разе нельзя ошибиться, записывая цифру или букву в соответствующую клеточку. Ну, школяров-то этому учат, да и сами они тренируются, а тут руки-то привыкли к клавиатуре компьютера… Ну, и с этим пришлось справиться.

Читаешь задания и впадаешь в легкий ступор Как же давно это было! Сейчас и не вспомнить, что такое «обособленное уточняющее обстоятельство», а также «притяжательное местоимение». Значительная часть времени из предложенного получаса на то и ушла, чтобы разобраться с этими терминами.

Но вот часть «С» — та самая, творческая. А времени осталось крайне мало из-за вышеуказанной казуистики в простейших заданиях! Предложен для обсуждения простенький текст из 11 предложений, взятый из какого-то произведения некогда популярного советского автора Алексина — что-то про бабушку, которая предпочитала жить отдельно от своих детей. Что ж, мысль ясна — любовь, даже родительская, особо сильна на расстоянии. И с этой одной мыслью нужно написать сочинение из… 150 слов, никак не меньше, иначе засчитан твой труд по поводу части «С» не будет.

Автор этих строк поставила личный рекорд, печатными буквами (объяснили же, что можно просто разборчиво — и своим почерком в самом конце…) за 12 минут изложив свои мысли по поводу «удивительной бабушки» в количестве 112 слов. Как говорится, «Боливар не вынес притяжательных и обособленных» вкупе с творчеством…

Выводы

Именно их-то и полагалось делать в тех сочинениях, которые довелось писать в школе. Хотелось бы узнать у авторов КИМов: откуда взялась эта норма в 150 слов в сочинении? Помнится, самое известное школьное сочинение состояло из одной фразы: «Счастье — это когда тебя понимают» (фильм «Доживем до понедельника»). За такое определение счастья, выраженное в пяти словах, прямо-таки напрашивалась отличная оценка! Но герою, как помним, не повезло с педагогом. Не хочется даже задумываться о том, что именно такие педагоги и составляют нынче КИМы.

Кстати, насчет количества этих самых слов. Коллега-журналист (из той же группы сдающих) сказал, что успел изложить свои мысли лишь в 130 словах, зато милая женщина, судя по всему, учительница, призналась: чтобы уложиться в эти самые 150 слов, попросту… «лила воду». Неужто именно это умение и необходимо продемонстрировать, чтобы хоть как-то зачли выполненное задание?!…

А теперь по поводу «притяжательных» и «обособленных». Автор этих строк, имея 20-летнюю журналистскую практику (и даже являясь автором некоторых материалов, награжденных на всероссийском уровне), ни разу в жизни после школы не вспомнила об этих терминах. Ну, прямо, как мольеровский господин Журден, всю жизнь говоривший прозой и не знавший, что так зовется обычная речь. Проверив этот экзамен «на себе», обеими руками проголосуешь за возврат школьного выпускного сочинения. Грамотность в нем проверяется на практике, что называется, на уровне подсознания, а не в вызубренных терминах. О том, что сочинение проверяет также умение формулировать мысли в слова, даже говорить не приходится: это также просто обязан уметь будущий обладатель аттестата, который удостоверяет его зрелость. А учиться думать, наверно, стоит с первого класса, в чем ученику должны помочь и семья, и школа.