Победит ли ЕГЭ коррупцию?

В Ростовской области подведены итоги приемных экзаменов в высшие и средние специальные учебные заведения. Какими же оказались результаты эксперимента с Единым государственным экзаменом, в котором область участвует уже третий год?

В этом году в эксперименте принимали участие 13 донских вузов и девять их филиалов. По данным министерства общего и профессионального образования в эти вузы в традиционной форме сдавали вступительные экзамены около 28 тысяч человек. Участвовали во вступительных испытаниях в форме и по материалам ЕГЭ 14990 человек.

Для сравнения: по данным Совета ректоров Ростовской области в государственные вузы Дона в этом году были поданы 45636 заявлений, стали студентами из успешно сдавших вступительные экзамены 19015.

В вузы, участвующие в эксперименте с ЕГЭ, всего зачислено около десяти тысяч студентов. Тех зачисленных, кто при поступлении был связан с технологией ЕГЭ, оказалось 5497 (чуть менее 37 процентов).

Для сравнения: в прошлом году в те же 13 вузов на специальности, вступительные экзамены на которые проводились в форме и по материалам ЕГЭ, подали заявления 9924 человека. Зачисленных среди них около 3700 счастливчиков (31,2 процента).

Из интервью министра образования России Владимира Филиппова газете “Родительское собрание”: “В Российском Университете дружбы народов на престижное отделение математики поступило более 90 заявлений медалистов из регионов при наличии 50 бесплатных бюджетных мест. Большинство были приняты. Университет увеличил мест на этом отделении, чтобы не терять талантливых ребят, набравших высокий балл на Едином экзамене. Такая же ситуация сложилась в Высшей школе экономики”.

Интересна картина по донским вузам-участникам эксперимента. В первопроходце эксперимента – Донском государственном техническом университете зачислены в студенты 2226 абитуриентов, из них 518 – сдававших экзамены по новой технологии. В Таганрогском педагогическом институте из зачисленых 891 абитуриента предпочли сдавать экзамены в форме и по материалам ЕГЭ 371 человек. В Таганрогском радиотехническом университете из 1655 зачисленных в студенты прошли горнило эксперимента 1507 человек! Также приблизилось число абитуриентов, сдававших вступительные экзамены в форме и по материалам ЕГЭ к количеству зачисленных на бюджетные места, в РГУ ПС и Южнороссийском государственном техническом университете. В Ростовской государственной академии архитектуры и искусства все 229 зачисленных в студенты абитуриентов сдавали экзамены по новой технологии (разумеется, кроме творческих).

Из интервью министра образования Владимира Филиппова:”Правила приема в высшие учебыне заведения в нашей стране находятся в стадии обсуждения. Очевидно, у нас будет выделена определенная группа вузов, в которых будут дополнительные вступительные испытания помимо ЕГЭ. Первая группа – это вузы культуры, искусства, спорта. Вторая – это вузы, где реализуется углубленная подготовка. Например, Физтех, МИФИ, мехмат МГУ.

Принимали в этом году в эксперименте и средние специальные учебные заведения. В конечном итоге их оказалось 20. Пожелавших получить среднее специальное образование, при этом согласившихся испытать себя в форме и по материалам ЕГЭ (как понятно, бывшие одиннадцатиклассники), оказалось 1331 человек, из которых зачислены были 1045.

Из интервью министра образования РФ Владимира Филиппова: “Взяточниство из вузов в школы перейти не может. Если даже ЕГЭ проводится в школе, где дети учились, в этот день в здании запрещается находиться учителям этой школы. Более того, мы стараемся, чтобы люди которые привозят пакет с КИМами (контрольно-измерительными материалами – прим.ред.), не были преподавателями по этому предмету”.

А вот другой случай. Воистину, если хочешь обойти закон, все средства хороши. В том числе и спекуляция на здоровье. Что такое “домашнее обучение”, знают немногие. В основном, те, кому по воле злой судьбы обучаться приходится на дому. Больных детей в области особенно много (из года в год!) в Новочеркасске.

В каждом из районов области обычно это несколько человек. А вот в одной из ростовских школ в одном выпускном классе оказалось таких… пятеро. Всякое бывает, можно поверить и в подобную концентрацию фактически инвалидов, если бы не одно “но”. Дети, числящиеся на домашнем обучении, до конца выпускного года, как штыки, сидели в классе! Их одноклассники и не подозревали о том, что согласно справкам сидящие рядом одногодки – глубоко больные люди. Естественно, все документы, подтверждающие болезни, оказались в порядке (довелось их видеть в министерстве общего и профессионального образования области), и эти выпусники – правильно! – писали по математике банальный письменный экзамен, получив по нему, как никто и не сомневался, отличные отметки. Надо ли говорить, что все эти дети, родители которых по случайности оказались на высоких должностях, поступили в вузы, причем гуманитарные. Сравнить бы справки об их здоровьи, представленные в эти вузы с теми, на основании которых им удалось уйти от ЕГЭ по математике, обязательного для всех выпускников области.

Этот пример приведен не для того, чтобы, как в первом случае, проводилось служебное расследование. Потому-то не называется номер школы, так как, повторимся, в документах комар носа не подточит, и автора этих строк легко обвинить на этом основании в клевете. Этот пример приведен для того, чтобы обнародовать технологию ухода от ЕГЭ, чтобы в следующем году эта лазейка была закрыта, а наши органы управления образования повнимательней относились к подобным массовым “заболеваниям”, поинтересовавшись данными о состоянии здоровья спешно заболевших к выпускному классу хотя бы за несколько предыдущих лет.

Да и в Министерстве образования России предприняты меры, позволяющие на ЕГЭ разделить гуманитариев и естественников. Как сообщил сайт “Филиппов. ru”, в будущем году будут предусмотрены две математики – облегченный вариант для тех, кто учится “с гуманитарным уклоном” и полный для “естественников”.

Из интервью министра образования РФ Владимира Филиппова:”

В 2004 году выпускник получит возможность послать документы по итогам ЕГЭ в любое количество вузов (естественно, в те, кто участвует в эксперименте. Напомним, что с 2005-2006 учебного года выпускные экзамены по технологии ЕГЭ будут сдавать во всех регионах России – прим.ред.). Те, в свою очередь, получив эти данные, вводят их не только в свой компьютер, как было раньше, но и отправляют на всероссийский интернет-сайт. А там все учебыне заведения страны, число платных и бесплатных мест на каждую специальность. Чем выше баллы, тем больше шансов оказаться над чертой, разделяющей платные и бесплатные места. Можно в любой момент посмотреть, где находится твоя фамилия. Это будет видеть вся страна в течение всего июля.

В 00 часов 00 минут первого августа прием документов закончен. Все видят, кто поступил на бюджетное место, кто, увы, только на платное. Но это не окончательный результат. Многие перестраховавшиеся найдут свою фамилию в списках поступивших в несколько вузов. На выбор дается две недели. До середины августа абитуриент должен привести оригинал аттестата в то учебное заведение, в котором хочет учиться. 15 августа сайт с данными всех абитуриентов обновляется. Происходит еще одна подвижка фамилий, и, возможно, кому-то повезет: из списка платного отделения он поднимется за заветную бюджетную черту. Более прозрачной схемы – без приемной комиссии, без взяток, коррупции – придумать трудно.

Прибавить что-либо о пользе ЕГЭ к словам министра, возглавляющего одно из беднейших и в то же время одно из самых “продвинутых” министерств, нечего.

По утверждению министра, находиться в школе в день сдачи ЕГЭ посторонним людям нельзя. В одной из ростовских школ они (учителя!) не только они находились, но и по факсу, номер которого установить не удалось, получили выданные в другой школе задания. По данному случаю проводилось служебное расследование.

А вот другой случай. Воистину, если хочешь обойти закон, все средства хороши. В том числе и спекуляция на здоровье. Что такое “домашнее обучение”, знают немногие. В основном, те, кому по воле злой судьбы обучаться приходится на дому. Больных детей в области особенно много (из года в год!) в Новочеркасске.

В каждом из районов области обычно это несколько человек. А вот в одной из ростовских школ в одном выпускном классе оказалось таких… пятеро. Всякое бывает, можно поверить и в подобную концентрацию фактически инвалидов, если бы не одно “но”. Дети, числящиеся на домашнем обучении, до конца выпускного года, как штыки, сидели в классе! Их одноклассники и не подозревали о том, что согласно справкам сидящие рядом одногодки – глубоко больные люди. Естественно, все документы, подтверждающие болезни, оказались в порядке (довелось их видеть в министерстве общего и профессионального образования области), и эти выпусники – правильно! – писали по математике банальный письменный экзамен, получив по нему, как никто и не сомневался, отличные отметки. Надо ли говорить, что все эти дети, родители которых по случайности оказались на высоких должностях, поступили в вузы, причем гуманитарные. Сравнить бы справки об их здоровьи, представленные в эти вузы с теми, на основании которых им удалось уйти от ЕГЭ по математике, обязательного для всех выпускников области.

Этот пример приведен не для того, чтобы, как в первом случае, проводилось служебное расследование. Потому-то не называется номер школы, так как, повторимся, в документах комар носа не подточит, и автора этих строк легко обвинить на этом основании в клевете. Этот пример приведен для того, чтобы обнародовать технологию ухода от ЕГЭ, чтобы в следующем году эта лазейка была закрыта, а наши органы управления образования повнимательней относились к подобным массовым “заболеваниям”, поинтересовавшись данными о состоянии здоровья спешно заболевших к выпускному классу хотя бы за несколько предыдущих лет.

Да и в Министерстве образования России предприняты меры, позволяющие на ЕГЭ разделить гуманитариев и естественников. Как сообщил сайт “Филиппов. ru”, в будущем году будут предусмотрены две математики – облегченный вариант для тех, кто учится “с гуманитарным уклоном” и полный для “естественников”.

Из интервью министра образования РФ Владимира Филиппова:” В 2004 году выпускник получит возможность послать документы по итогам ЕГЭ в любое количество вузов (естественно, в те, кто участвует в эксперименте. Напомним, что с 2005-2006 учебного года выпускные экзамены по технологии ЕГЭ будут сдавать во всех регионах России – прим.ред.). Те, в свою очередь, получив эти данные, вводят их не только в свой компьютер, как было раньше, но и отправляют на всероссийский интернет-сайт. А там все учебыне заведения страны, число платных и бесплатных мест на каждую специальность. Чем выше баллы, тем больше шансов оказаться над чертой, разделяющей платные и бесплатные места. Можно в любой момент посмотреть, где находится твоя фамилия. Это будет видеть вся страна в течение всего июля.

В 00 часов 00 минут первого августа прием документов закончен. Все видят, кто поступил на бюджетное место, кто, увы, только на платное. Но это не окончательный результат. Многие перестраховавшиеся найдут свою фамилию в списках поступивших в несколько вузов. На выбор дается две недели. До середины августа абитуриент должен привести оригинал аттестата в то учебное заведение, в котором хочет учиться. 15 августа сайт с данными всех абитуриентов обновляется. Происходит еще одна подвижка фамилий, и, возможно, кому-то повезет: из списка платного отделения он поднимется за заветную бюджетную черту. Более прозрачной схемы – без приемной комиссии, без взяток, коррупции – придумать трудно.

Прибавить что-либо о пользе ЕГЭ к словам министра, возглавляющего одно из беднейших и в то же время одно из самых “продвинутых” министерств, нечего.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.