Попытка контакта

"Попытка контакта" Борис Панасюк

Ростовский музей современного изобразительного искусства на Дмитровской представил своим посетителям фотовыставку Бориса Панасюка «Случайные связи». Объекты окружающего мира, казалось бы, существовавшие сами по себе, на снимках автора слагаются в картину, крепко-накрепко связанную новым неожиданным смыслом. Вот беседа с автором представленных 37 работ.

— Кому не назовешь вашу фамилию, обязательно услышишь: «Да где-то я про него слышал!». Так где про вас можно было услышать?

— Скорее всего, меня знают по передаче «Навигатор» радио Дон-ТР.

— Там — звук, здесь — изображение, как у вас все это сочетается?

— В возрасте семи лет мне подарили «Смену-4», это был 1967 год. И я снимал парк имени Горького, печатал снимки сам и с той поры заболел фотографией. Но серьезное увлечение этим делом пришло в университете на физфаке, когда увидел выставку сотрудников физфака — членов клуба «Иллюзион-2».

— Задам наивный вопрос — чем хороший любительский снимок отличается от профессионального?

— Разграничения тут нет: главное — в замысле и в его реализации. Человек, который взял в руки фотоаппарат вчера, способен сделать хороший снимок, возможно, даже неосознанно.

Для меня вопросы о технике уже не стоят (я ею владею, хотя никогда этим не «заморачивался»), они отходят на второй план, когда занимаешься творчеством.

— А вы всегда пользуетесь черно-белым вариантом снимков, как на этой выставке?

— В краеведческой работе, в основном, снимаю в цвете, но в этом направлении фотографии, которое я называю психологическим пейзажем, я исповедую черно-белый вариант. Взять, к примеру, снимок, который называется «Попытка контакта». На нем, как видите, виноградная лоза пытается зацепиться за кирпич. Если бы эта фотография была цветной, то зритель в голове выстраивал бы соответствие цветопередачи. Мне это не нужно: я хочу снимком выделить главное. В черно-белом варианте это можно достигнуть более простыми способами. То есть, я удаляю цвет как один из раздражителей, и вопрос — где это снято и как это снято? — уходит сам собой. И остается то, что я хотел сказать этим снимком.

-То есть, мысль!

— Замысел.