Призрак «Евразии»

На совещании «О повышении эффективности и обеспечении комплексного использования водных ресурсов, развития внутренних водных путей и строительстве судов для их обслуживания», состоявшемся на Кочетовском гидроузле на прошлой неделе, стало ясным, что министерство транспорта РФ не отказалось от проекта, вызывающего большие сомнения, как у ученых, так и у жителей Дона.

Министр транспорта РФ Игорь Левитин в своем докладе заявил: «… Минтранс России в соответствии с поручением премьер-министра совместно с министерством транспорта и коммуникаций республики Казахстан и правлением Евразийского банка разработал техническое задание для проведения сравнительной оценки и экономических характеристик проектов строения нового водного пути между Каспийским и Азовским морями. Решением Совета Евразийского банка развития одобрено финансирование указанной работы, выделены средства. Банком объявлен открытый конкурс по отбору консультанта на проведение сравнительной оценки технико-экономических характеристик проектов строительства новой судоходной артерии».

Министр так и не уточнил, о какой именно «судоходной артерии» идет речь. Как известно, администрация Ростовской области имеет свою, неоднократно озвученную позицию по этому вопросу. Разумеется, необходимо решать вопрос о дополнительном сообщении между Волгой и Доном, но во всем мире сегодня экономическая целесообразность подчиняется экологии, то есть, будущему Земли.

Проект канала под названием «Евразия», призванного «по прямой» соединить Азовское и Каспийское моря, не минует Кумо-Манычскую впадину, то есть, заповедные места с озером Маныч-Гудило, Веселовским водохранилищем, внесенным в список ЮНЕСКО как резервуар пресной воды, земли, не тронутые плугом заповедника «Ростовский», также удостоившегося внимания ЮНЕСКО. Этот природный ландшафт так и «просит» создания здесь национального парка. Канал длинною более чем в 800 километров поставит крест на развитии в этих местах экологического туризма.

После совещания «Молот» попросил прокомментировать ситуацию руководителя Федерального агентства водных ресурсов Рустэма Хамитова.

- Вопрос о канале еще не решен, – сказал Рустэм Хамитов. – Идут только оценочные расчеты. Намечаются эскизы. Как человек, занимающийся водными ресурсами России, я понимаю, что на сегодняшний день нет надежного источника воды для того, чтобы этот канал заработал. Соленой водой заполнять канал нельзя. Существующих источников пресной воды на это не хватит.

- Мнение жителей Дона будет обязательно учтено. Такие объекты не строятся без проведения общественных слушаний, – заверил «Молот» Рустэм Хамитов.

Известно мнение губернатора области, который считает лучшим вариантом решения проблемы строительство «второй нитки» Волго-Донского канала.

Если к мнению жителей Дона действительно прислушаются в правительстве РФ, то можно будет поверить в том, что в России настали иные времена. Ведь еще живы в памяти как попытка«поворота рек», как и лозунг, некогда увиденный в Краснодарском крае: «Беги, вода Кубань-реки, куда велят большевики!»

«Молот», 22 июля, с.1