Про донской Паневежис

Режиссер, драматург, педагог по речи Ника Косенкова

Ника Косенкова

Театралы Ростовской области оценивают работы Новошахтинского драматического театра очень высоко. Но одно дело мнение своих, другое — точка зрения известных в российском театре людей, которые волей случая оказываются в этом театре. Известный московский театральный педагог, режиссер и актриса Ника Косенкова поставила в Новошахтинске пьесу «Невозвратная любовь».

— История моего появления здесь действительно не совсем обычна, — рассказывает Вероника (Ника) Александровна. — Я вела занятия в Высшей школе менеджеров в Москве по речевому имиджу. Учеников было много, в том числе — Ольга Сопова из новошахтинского театра. Задание было для всех одно — рассказать о своем театре.

Рассказы получились у всех формальные. Я и говорю: «Ребята, вы как будто о похоронных бюро рассказываете». И тут вышла Оля и стала рассказывать про свой театр, в том числе и про свою семью, все члены которой работают в этом театре. Причем, как я потом убедилась, природа в этой семье ни на ком не отдохнула.

В итоге получился у нас с ней такой разговор. «Приезжайте, проконсультируйте нас по технике речи», — предлагала она. А я в ответ: «Ваш театр меня «не потянет». И при этом мне так захотелось там побывать, хотя и знать не знала до этого, что такое Новошахтинск. Ну, думаю, поставлю им условие: выполнят — приеду. А у меня была неоконченная пьеса. «Приеду, — говорю, — если смогу у вас поставить свою „Невозвратную любовь“. Буду ставить и в это время займусь вашими голосами».

И они это условие приняли! Я приехала в театр и поняла, что люди здесь хотят работать. Ведь сегодня получается так: приходишь в театр, а режиссер говорит: «Мы сегодня можем работать до двух часов, потому что эти актеры снимаются там-то, а эти — там-то». И действительно, работаешь с ними, а они все время смотрят на часы. Да, жить трудно, я все понимаю, но какое в таких условиях может быть творчество?!

Здесь на часы никто не смотрел. Спрашиваю: «До какого времени вы обычно репетируете?» А они: «Хоть до ночи!» А ведь и здесь многие подрабатывают, что неудивительно при их нищенских зарплатах. Я все время сравнивала этот театр с театром Ариадны Мнушкиной (Франция): такая же бедность, но это один из интереснейших в мире театров. И я еще хочу сравнить его с паневежеским театром Мильтиниса, расположенный в небольшом городке Литвы, который знал весь бывший Советский Союз и которому, заметьте, все помогали, особенно с гастролями.

Репетировали мы везде — в гостинице, во дворе, так как жара стояла несусветная, но жажда работы у актеров была такой, что можно позавидовать. И этим заражаются все, кто сюда приезжает: я пригласила в Новошахтинск Светлану Голыбину, известного композитора. Она привезла уже готовый музыкальный ряд, но посмотрев репетиции, сказала: «Напишу новый!» И написала.

В двух составах играют Ольга и Михаил Соповы, брат и сестра. Играют великолепно, и это не только мое мнение. Так считают и мои московские друзья-критики, которым я показала записи отдельных сцен. Оформление спектакля сделал Юрий Сопов, потрясающий художник, еще один член семьи. А ведь я даже не представляла, в каких декорациях все придуманное можно сыграть. Я видела и другие его работы. Понимаете, он практически из ничего создает богатейшие духовные миры.

Не могу не добавить, что этот театр, оказывается, хорошо знают в России, и у него прекрасная репутация. Остается удивляться, что с таким великолепным репертуаром и с такой преданной делу труппой театр существует на грани нищеты. Я знаю, что на постановки у них совершенно нет денег, средства порой собирают сами зрители, но держится театр при этом героически.