100 мест: Пропилеи Ростова

Ростов, угол Буденновского проспекта и улицы Большой Садовой

В античной Греции пропилеями называли парадный вход на Акрополь. С той поры так называют монументально оформленный вход в город. В Ростовской области, да и на юге России вообще трудно назвать другой город, у которого есть «парадный вход». Пропилеями Ростова-на-Дону его горожане считают два монументальных здания на перекрестке Большой Садовой улицы и Буденновского проспекта.

Одно — многоэтажный дом с кондитерской «Золотой колос», второе — здание Центрального универсального магазина. Это уникальный градостроительный комплекс в стиле советской неоклассики, акцентирующий парадный въезд в центр Ростова от железнодорожного вокзала. Цельный парадный архитектурный облик «пропилеи» обрели в середине 1950-х, когда, в основном, была завершена послевоенная реконструкция исторического центра города.

Здание Центрального универмага в качестве торгового дома в стиле модерн возвели в 1910 году купцы Пустовойтовы по проекту архитектора Евгения Гулина. Угловую часть здания, выходящую на перекресток, украшал высокий купол, по обе стороны которого размещались фигуры атлантов, несущие глобусы. Торговым четырехэтажный дом оставался до 1920 года, затем он был передан государственному университету. В нём разместилась академическая библиотека.

После разрушения в 1942 году купола, крыши, перекрытий, декоративных деталей фасада здание восстановили. В 1950 году оно предстало перед ростовчанами со значительным упрощением архитектурного облика, его занял Центральный универмаг.

В 1956 году вместо разрушенного купола возвели ротонду с городскими часами.

Здание на противоположной стороне Большой Садовой строили в 1949–51 годы на месте начатого было возводиться до войны и разрушенного строения. Авторы проекта — ростовские архитекторы Григорий Петров и Леонид Эберг (младший).

Два монументальных шестиэтажных корпуса, протянувшихся вдоль улицы и проспекта, объединил повышенный граненый объем, завершенный массивной ротондой с бельведером, увенчанным снопом колосьев.

С середины 1950-х годов «пропилеи Ростова» обрели законченный художественный облик и стали символом послевоенного восстановления города. С этого же времени существуют торговые бренды входящих в него зданий — «ЦУМ» и «Золотой колос».