И все-таки – кто же предал “Молодую гвардию”?

тестирующаяся102-я аудитория в ЮФУ

А ведь желающих проверить свои знания истории войны оказалось достаточно!

Вопросы Всероссийского теста по истории Великой Отечественной войны составили преподаватели из МГУ, а его региональной части — из ЮФУ. Он проходил по инициативе Молодежного парламента при Государственной Думе РФ в рамках проекта «Каждый день горжусь Россией»

Автор этих строк отвечала на вопросы теста 23 апреля вместе со студентами ЮФУ и попыталась посмотреть на них глазами молодых, что, впрочем, не исключало и составления собственного мнения

Перед началом испытания автор регионального его компонента, директор Института истории и международных отношений Виктор Апрыщенко сказал автору этих строк, что задача теста — не столько знание имен и дат, сколько сопереживание прошедший событий. Посмотрим же, насколько вопросы теста соответствовали этому заявлению — как составленные столичными учеными, так и донскими.

Первые же вопросы ошарашивают полным опровержением заявленного. К примеру, вопрос, посвященный прорыву блокады Ленинграда, звучал так: «Как называлась эта операция?» То есть, не когда состоялся этот прорыв, сколько дней длилась блокада — вопросы, ответы на которые говорили бы о знании истории, а всего лишь название, которое, наверно, помнят лишь военные историки. Методом исключения можно догадаться, что «Кольцо», впрочем, верна ли догадка, именно — догадка, можно будет узнать поближе к 1 мая.

Третий по счету вопрос касался опять же не самой битвы под Москвой, хотя уж тут-то можно было придумать море вопросов, а опять — названия проходившей операции. Помните? Кстати, разве в том, как назвали операцию в Генеральном штабе, суть происходившего сражения?…

Вопрос по поводу знаменитых «Катюш», реактивных минометов, просто убил наповал. Оказывается, нужно знать не то, что впервые они были испытаны в 1941 году, а — внимание! — фамилию командира подразделения, который не дал попасть новейшее оружие нашей армии в руки врага! Вечная ему память, но — опять же имена, имена, но не суть случившегося.

Поколение людей постарше выросло с именами пионеров-героев, а нынешнее — в лучшем случае помнит, кто такие пионеры вообще. Так что вопрос насчет, кто такие Валя Котик. Володя Дубинин и прочие погибшие мальчики, что называется, на засыпку.

Посмотрите, как неграмотно составлен вопрос об Алексее Маресьеве, герое «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого. Нужно опять же угадать имя летчика, ставшего прототипом повести. Кстати, кто такой Борис Полевой девушки-студентки из ЮФУ, сидевшие рядом, не знали. И кто такой Маресьев, кроме того, что он — летчик, из теста и не узнают. А ведь это не ЕГЭ, тут и знания лучше бы получить, даже не зная правильного ответа.

А если бы, скажем, вопрос звучал так: «Герой „Повести о настоящем человеке“, несмотря на потерю ног, сумел вернуться в строй в годы Великой Отечественной. В каком роде войск он служил — в авиации, в танковых частях, был моряком или артиллеристом?» Вот тут бы знание повести и пригодилось! Кстати, узнали бы неответившие, в чем и состоит неординарность поведения героя. Борис Полевой, конечно, автор хороший, но в данном случае важен сам Маресьев, совершивший двойной подвиг, а не автор, эти подвиги описавший.

И уж совсем поверг в ужас вопрос о молодогвардейцах, которые, оказывается, попали в гестаповские застенки по доносу предателей. Да – если верить роману Фадеева, кстати, исключенному из школьной программы. Но речь идет об истинной истории “Молодой гвардии”! Господа московские ученые, вы — что, работ своих коллег не читаете? На одной из конференций, проведенных Южным научным центром РАН, прозвучал доклад историка из Луганска, получившего доступ к закрытым ранее архивам. Так вот, доносы слабых духом, конечно, были, но уже после того, как арестовали всех кого возможно. А раскрыла краснодонское подполье немецкая группа, на таких делах специализирующаяся. Впрочем, читайте саму статью об этом.

Если перейти к региональной компоненте, то картина, в общем-то, та же. Особенно автора этих строк удивили вопросы о газетах. Ну, кто из молодых людей, совсем молодых, кроме историков, занимающихся темой войны, может знать, как называлась ежедневная газета, выходившая в оккупированном фашистами Ростове. Совсем недавно это издание покинуло закрытый фонд, и до сих пор «в третьи руки» его дают с большой осторожностью.

Автор этих строк — сотрудник газеты «Молот», историей газеты интересующваяся. Но и она с трудом вспомнила, как иначе именовались номера газеты, вышедших в годы войны, когда «Молот» вынужден был издаваться на совсем небольшой неоккупированной части области. Нынешним молодым людям уж точно не до таких тонкостей – если вообще до газет! Но если спросить так: какая газета Ростовской области выходила практически все время на протяжении своей почти столетней истории, включая и годы Великой Отечественной, с перечислением названий нынешних изданий, то отвечающий хотя бы эти названия увидел и задумался бы, кто — старше.

Каково же резюме этой истории? Нужны такие тесты? Безусловно. Только это не экзамен, а, скорее, еще одно напоминание, какой же ценой досталась нашему народу Победа. Кто знает подробности — молодец, а кто не знает многого, должен во время этих испытаний это многое и узнать. А чтобы это случилось — не ЕГЭ все-таки! — вопросы должны составлять не ученые мужи, а методисты, понимающие, для чего все это делается.