Чтобы по бледным заревам искусства узнали жизни гибельный пожар

общий-план

Общий план выставки

В Ростовском областном музее краеведения открылась выставка, посвященная отражению событий 100-летней давности в России в открытках и плакатах.

тумба-при-входе

Тумба с плакатами при входе на выставку

Это удивительно, но по словам куратора выставки, старшего научного сотрудника музея Зинаиды Римской, в создании и плакатов, и открыток в переломные для страны годы принимали участие лучшие живописцы и графики России. Сегодня подобные экспонаты — редкость, они сохранились единицами, приносили эти артефакты в РОМК те, кого они сохранились в коллекциях.

Разумеется, на выставке одним из самых узнаваемых плакатов — тот самый, с красноармейцем, сурово вопрошающим зрителя: «А ты записался добровольцем?» А кто помнит, что его автор Моор (псевдоним художника Дмитрия Орлова) — родом из Новочеркасска. Ему принадлежит и плакат с вопросом «Казак — ты с кем?».

куртка-с-красным-бантом

Кожаная куртка с красным бантом - тоже знак времени

Не менее живописен, хотя и менее известен плакат известнейшего русского художника Кустолиева, посвященный военному займу Временного правительства (заем Свободы), который вызвал необыкновенный энтузиазм в рядах творческой интеллигенции. Достаточно сказать, что тогда Шаляпин внес в фонд 100 тыс. рублей.

Плакаты расклеивались на тумбах, и хотя внизу публиковалась надпись, что их срыв приравнивается к контреволюционному действу. И все равно этой образцов революционной графики осталось мало, тем ценней представленные образцы. Удивительно, что сохранились (они представлены к экспозиции) плакаты с открытками, которые выпускались представителями Белого движения. Представленные плакаты издавались в Москве и Петрограде, единственный плакат с изображением Ленина и Троцкого как врагов России, издан в Ростове-на-Дону: мелким шрифтом даже указан адрес — Большая Садовая, 56.

знаменитые-керенки

Знаменитые керенки также можно увидеть на выставке

Деньги, выпускаемые Временным правительством, сегодня также рассматриваются как предмет искусства, в чем можно убедиться, рассматривая большие купюры с новым гербом. Его автор художник Иван Билибин изобразил двуглавого орла без регалий на фоне… свастики.

И, конечно же, знаменитые «керенки», зарплата которыми выдавалась листами. И бухгалтер должен был иметь ножницы, чтобы отрезать нужное их количество. К перечисленным экспонатам добавлены агитфfрфор, открыточная лениниана и снимки немногочисленных памятников персонажам Гражданской войны. Все это призвано помочь раскрыть сложные, противоречивые, трагические события Великой российской революции