Фотоколлажи «врага рейха»
В фонды Ростовского областного музея краеведения поступили материалы, связанные с жизнью и творчеством народного художника РСФСР, уроженца Ростова Александра Житомирского. Он известен как один из родоначальников советского фотоколлажа.
Особенную известность творчество художника получило во время Великой Отечественной войны, когда он работал над агитационными плакатами, а также принимал участие в оформлении газеты, предназначенной для немецких солдат, воевавших в рядах гитлеровских войск.
Художник увлекся смысловым монтажом фотографий еще до войны: одна из самых известных его работ — фотоколлаж «Лампы, удобные для работы». Настольные лампы были тогда редкостью, да еще и сделанные из первых образцов произведенной в СССР пластмассы.
А ставший по-настоящему хрестоматийным коллаж, изображающий Геббельса в виде кривляющейся у микрофона обезьяны, имел во время войны большой резонанс. «Оригинал» же, министр пропаганды гитлеровской Германии, обозлился до того, что приказал считать Житомирского «врагом рейха».
После Второй Мировой фотоколлажи Житомирского были посвящены борьбе за мир. Многие из них появились в книге серии «Мастера советской карикатуры». В последние годы жизни Житомирский занимался графикой, и космос стал одной из его тем.
Сын Александра Арнольдовича передал в музей работы отца, каталоги выставок, книги с иллюстрациями художника, изданные за рубежом, снимки отца в военной форме. Словом, материала столько, что посетители музея вправе ожидать от его сотрудников в ближайшем будущем выставку, посвященную мастеру.