Когда поет и пляшет Шерлок Холмс
В Ростовском музыкальном — мировая премьера: Марк Розовский поставил первый на этой сцене мюзикл «Шерлок Холмс и пляшущие человечки», став и либреттистом, и режиссером- постановщиком.
Работать над мюзиклом приглашена интернациональная команда: художник Александр Лисянский (Израиль, хотя вполне наш человек), Ольга Костель (Беларусь), остальные творцы -более чем наши, потому без степеней и званий — дирижер-постановщик Алексей Шакуро, художник по костюмам Наталья Земалиндинова, хормейстер-постановщик Елена Клиничева, художник по свету Ирина Вторникова. Композитор — ростовчанин Игорь Левин.
По идее автора либретто и постановщика Холмc в спектакле выступает защитником обиженных, защитником человечности, чему и посвящен финальный всеобщий хор.
Идея хороша, ничего не скажешь. Хорош и постановочный прием, пронзающий мюзикл: «человечки» в шрифте пляшут, так почему бы не вывести их на сцену?! Прекрасная задача для кордебалета, который эту задачу выполняет (браво хореографу!).
Великолепен и «танцующий хор», как назвал его Марк Розовский, заметив при этом, что нашей культуре непривычен танцор и вокалист в одном лице, как это вполне привычно для американского мюзикла. Но все-таки так двигаться, как наши хористы — это покруче Бродвея будет. И это подлинные слова Марка Григорьевича, сказанные перед спектаклем, после которого они вовсе не выглядят дежурным комплиментом.
Избыток медиасоставляющей, для чего театром приобретен лазерный медиапроектор, отмечают все зрители. В некоторых моментах проекции «выстреливают в десятку», как, например, когда эти самые «человечки» не только пляшут на сцене, но и их изображение появляются на заднике. Или когда появляется изображение дома, и поверхность, на которую эта изображение проецируется, раскрывается как ворота, впуская героев вовнутрь.
Но мюзикл — это не только вокал и танцы, это, прежде всего, драматическая составляющая, и здесь все не так блестяще. Прежде всего, речь о главных героях — Шерлоке Холмсе и Ватсоне. Первый «прокол» — в возрастном несовпадении: в первоисточнике герои — ровесники, что позволяет им общаться на равных. На сцене Ватсон (Павел Белоусов) Холмсу (Эдуард Закарян) почти в сыновья годится, и это первая причина, по которой общение между ними не получается чисто визуально. Ватсон, скорее выступает здесь в роли секретаря Холмса, но вовсе не соратника.
Дай бог, чтобы где-то на спектакле 20-м Эдуард Закарян подошел к созданию образу сыщика всех времен и народов. Пока образа нет. И дело не во внешности. Хотя в «Записках о Шерлоке Холмсе» эта внешность описана более чем определенно: Холмс Закаряна скорее напоминает Пуаро, но и с этим можно было бы смириться, если бы среди музыкальных номеров присутствовал мыслительный процесс, благодаря которому и расшифровывается шифр из «пляшущих человечков». Тут стоит бросить упрек автору либретто, который не постарался выписать этот процесс в словах, и режиссеру, не давшему актеру в руки действие, которым этот самый процесс можно было хотя бы обозначить. А у самого исполнителя не хватило актерского опыта самому попытаться это сделать.
Как тут не вспомнить чеховскую «Попрыгунью», поставленную в свое время в Ростовском музыкальном режиссером Александром Лебедевым. Он на роль Дымова, главного героя, который не произнес на сцене ни одного слова, пригласил драматического актера Николая Ханжарова, прекрасно понимая, что петь-то на сцене члены труппы Музыкального могут хорошо, а вот молчать, увы….
Главный герой только в вокально-танцевальных сценах находится в центре сцене, а в драматических сценах зачастую «запрятан» куда-то в кулисы, и зрители крайних мест его попросту не видят, да и порой не слышат.
А будет Холмс, настоящий Холмс — состоится спектакль, который пока только набирает силу. И самое интересное, что такой исполнитель в труппе есть, но не будем его называть, чтобы не возбуждать страсти…