Хазарский проект с казачьим акцентом

ПЦГ

Вот так выглядит с суши крутой берег. на котором расположено Правобережное Цимлянское городище

В августе 2017-го на берегу Цимлянского моря работала летняя полевая школа-экспедиция по хазарской археологии. Она была посвящена спасательным работам на таком известнейшем памятнике, как Правобережное Цимлянское городище. Школа была организована Центром «Сэфер», Центром славяно-иудаики Института славяноведения РАН и Институтом археологии РАН при поддержке Genesis Philanthropy Group и других спонсоров.

Что такое ПЦГ

реконструкция-ПЦГ

Реконструкция Правобережного Цимлянского городища

Правобережное Цимлянское городище — археологический памятник европейского значения, относящийся ко времени конца VIII — начала IX веков нашей эры. Он представляет собою руины белокаменной крепости некогда могущественного Хазарского каганата (западный его форпост), в фортификации которой прослеживается влияние византийских традиций. Около 840 года византийский инженер Петрона Камотир воздвиг на Дону крепость Саркел, раскопанную в середине XX века археологами во главе с крупнейшим российским исследователем хазарской истории Михаилом Артамоновым. На другом высоком (правом) берегу Дона были воздвигнуты укрепления (они и была объектом исследования летней полевой школой-экспедицией-2017), которые вместе с Саркелом контролировали переправу через Дон — одну из главных водных магистралей Хазарского каганата.

В 1951 году в ходе строительства Цимлянской ГЭС и появления Цимлянского моря её не затопило — правый берег возвышался над водохранилищем на сорок с лишним метров. Однако к концу ХХ века рукотворное море, разрушая свои берега и продвинувшись на 100 метров, оказалось у основания Правобережного Цимлянского городища. В воду полетели последние остатки восточной крепостной стены. Потому-то и называлась спасательной летняя 2017 года школа-экспедиция.

Вот-так-на-краю-обрыва-и-ко

Вот так — на краю обрыва — и копали археологи

Судя по всему, уберечь само городище не удастся — слишком дороги берегоукрепительные работы, потому категорически напрашивается работа спасательной экспедиции и на следующий год. И будем надеяться, что у ее руководителей — кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института археологии РАН Валерия Флерова и доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института славяноведения РАН Владимира Петрухина — организовать ее получится.

Остается лишь объяснить тому, кто не в курсе, участие в проекте Центра «Сэфер» и Центра славяно-иудаики Института славяноведения РАН. Дело в том, что в середине VIII века часть правящей элиты Хазарского каганата приняла иудаизм. В современной историографии обычно подчёркивается пагубность выбора этой веры: мол, иудаизм приняли только сам каган и его приближенные, оторвавшись таким образом от своих многочисленных подданных, сохранивших свои верования. Но все было сложнее: если бы каган принял ислам или христианство, он должен был бы силой насаждать новую религию среди подвластных ему племён и народов, иудаизм же не требовал этого.

В результате в Хазарии сложилась удивительная, как бы сейчас сказали, толерантная ситуация: в хазарских городах бок о бок мирно проживали иудеи, христиане, мусульмане и язычники (славяне и русь). Каждая община имела своих судей и сохраняла автономию. А что это, как не важный шаг на пути к современной цивилизации, и изучение его сегодня необходимо.

В памяти народной

В экспедиции приняли участие и этнографы. Задачей доктора филологических наук, ведущего научного сотрудника Института славяноведения РАН Ольги Беловой и старшего научного сотрудника Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН Татьяны Власкиной стал сбор того, что называется «устной историей», то есть, отражения в рассказах местных жителей их верованиий и возникших мифо-поэтических образов событий, оказавших большое влияние на развитие истории донского края, в данном случае — Цимлянского района. Не менее интересной была тема, касающаяся того, что с этими мифами происходит сегодня.

Этнографам посчастливилось познакомиться с частной коллекцией печных изразцов ХVIII века, собранных краеведом Георгием Сорокиным в куренях тех станиц, которые ушли под воду Цимлянского моря. Татьяна Власкина назвала эти не покрытые глазурью изразцы «интереснейшим материалом», поскольку нечто подобное в свое время было обнаружено в станице Митякинской Тарасовского района. Традиция неглазурованных изразцов восходит еще к домонгольской Киевской Руси, в ХVIII веке их изготавливали центры керамики, находящиеся на территории нынешней Украины.

Морские истории

Большой блок «устной истории» был связан с самим Цимлянским водохранилищем. Этнографов местные жители познакомили с Анатолием Кабановым, тем человеком, рабочий стаж которого 75 лет и который движением рубильника включил в свое время Цимлянскую ГЭС. Вокруг ее возведения, а также строительства канала возникла своя мифология. Она, по словам Татьяны Власкиной, с одной стороны, восходит к казачьему восприятию этой территории, с другой — на нее наслаивается эпоха советских свершений. Еще один пласт — суеверия, связанные с заключенными, которые строили ГЭС и канал. При этом подмечена учеными такая особенность: те, кто прошел через лагеря, в основном, не склонны по этому поводу рефлексировать. А молодежь суеверия, и эти — в том числе, подхватывает, и уже сложен целый цикл мифов о городе Цимлянске. Все это ученые объясняют нынешним состоянием моря, которое мелеет, берега которого обрушаются. Развитие территории как курортной уже под вопросом, хотя наличие такого потенциала у нее не отрицается. Об этом шла речь на местном гражданском форуме, посвященном развитию туризма в неказачьих территориях, в котором участникам школы-экспедиции довелось также принять участие.

Татьяна-Власкина-беседует-с

 Татьяна Власкина беседует с Верой Евдокимовной Лысовой (1929 года рождения, хутор Дубровный Цимлянского района Ростовской области)

Один из выводов, сделанных этнографами, заключается в том, что масштабное строительство более чем полувековой давности и связанные с ним перемены в жизни заслонили в памяти людей все: даже Великая Отечественная не вызывает у людей равных по силе эмоций (особенно если учесть, что информанты этнографов были в свое время детьми).

И если говорить о том, как в сознании людей происходит переработка культурного факта, то интересно следующее: когда шла стройка века, все происходящее оценивалось положительно. Но свойство мифологического сознания — в том, что причина и следствие меняются местами: оценивая нынче происходящее, человек всю цепь событий перестраивает таким образом, что она приводит к сегодняшнему результату. Память услужливо подсказывает людям все плохое, что было с самого начала. И к прошлым восторгам, посвященных морю и слиянию Волги и Дона, примешиваются воспоминания о погибших животных, которых не успели спасти, о неубранном мусоре, который всплыл на поверхность, что представляло собой не очень приятное зрелище и так далее.

Эхо войны

Для Цимлянского района важнейшим военным событием является история истребительного батальона, собранного из молодежи непризывного возраста (в основном, старшеклассников). Ребята вылавливали диверсантов, помогали людям эвакуироваться. Услышанный рассказ, связанный с этим батальоном, признается Татьяна Власкина, удивителен, и она сегодня не готова дать ему взвешенную оценку. Но он настолько интересен, что его невозможно не привести, а в будущем, считает этнограф, стоит поискать подтверждающие эту историю документы.

Когда Красная Армия оставляла в 1942 году Цимлянск, молодые бойцы истребительного батальона хотели занять линию обороны с тем, чтобы хоть на некоторое время задержать фашистов. В станице Хорошевской на уже занятые молодыми позиции пришли более сотни старых казаков из окрестных станиц, которые прогнали молодежь домой. «Деды» сдерживали фашистов почти сутки. Они погибли почти все, а взятые в плен были расстреляны. Но среди них был и немец по национальности, оставшийся в России после окончания Первой мировой. Взятый в плен он был замучен как предатель.

Этот факт войны, оставшийся в устной истории, важен именно сегодня, так как противостоит коллаборационизму некоторых казаков во время Великой Отечественной, а это является фактом известным.

— Нам были интересны люди, — объясняла Татьяна Власкина, — чьи личные истории связаны с историей нашей страны. Если раньше мы обращали внимание только на вполне определенные темы в рассказах наших информантов, то сегодня записываем все, так как неизвестно, что окажется в этих воспоминаниях главным уже завтра.

Школа-экспедиция в Цимялнском районе оказалась интернациональной: в ее работе приняли участие 12 студентов и аспирантов из Белоруссии (Брест), России (Москва, Ростов-на-Дону), Украины (Киев, Донецк).

Читайте также...

Яндекс.Метрика