Амулет из черепа

амулет-из-черепа

При раскопках в Азове найден более чем необычный предмет, который заставил автора этих строк отправиться в этот город и расспросить ученых Азовского историк-археологического и палеонтологического музея-заповедника как о самой находке, так и об обстоятельствах, при которых она использовалась в средневековом городе.

Как нашли

Как рассказал Андрей Масловский, заведующий отделом археологии Азовского историко-археологического и палеонтологического музея-заповедника, это был обычный среднестатистический городской раскоп — обычная городская жилая усадьба. Ничто не предвещало необычных находок. Костяная пластинка тоже поначалу не тянула на сенсацию — ну, обычная костяная пластинка с зашлифованными краями. И то, что привлекло к ней внимание, было просверленным в ней отверстием со следами металлического крепления. Сам Андрей Николаевич решил, что это какая-то товарная бирка: купцы в то время подвешивали подобные пластинки из тех же бараньих лопаток для того, чтобы написать информацию о товаре. Найденная пластинка подходила под размеры таких бирок.

Но когда автор раскопа Михаил Гончаров стал писать отчет, то показал находку антропологу музея Елене Батиевой. И оказалось, что археологи нашли фрагмент теменной кости человеческого черепа. Уж не с черной ли магией ее владелец имел дело, подумали ученые. Но оказалось, что это достаточно известная в узких кругах ситуация, когда кости черепа человека использовались для лечения болезней — той же эпилепсии, в то время называемой «падучей», паралича.

Медовый человек

По словам Андрея Масловского, когда обращаешься к теме использования человеческих останков для лечения живых людей, то оказывается, что спектр их применения в Средние века был довольно таки широк.

Как рассказывает читателям справочник «Лекарственные вещества в китайской медицине» 1597 года, еще в ХII веке в этой стране особой популярностью пользовался метод лечения «медовым человеком». Подобный товар можно было найти и на больших аравийских базарах.

Каков же был рецепт этого, как уверял справочник, чудодейственного снадобья? Лекари, в основном, искали «кандидатов на лекарство» среди бедняков, обещая семье несчастного небольшое вознаграждение. Найденному добровольцу, мужчине в возрасте от 70 до 80 лет, который хотел отдать свое тело делу спасения других, предлагали отказаться от традиционной пищи: есть он мог один мед, более того, несколько раз в день он принимал медовые ванны. Понятно, что после всего этого человек буквально с ног до головы был пропитан медом (даже его естественные выделения). Но человеческий организм не может долго выдерживать подобных «медовых» манипуляций: в конце концов пропитанный медом страдалец умирал.

Лекари укладывали его в каменный саркофаг, заполненный медом, на котором записывался месяц и год смерти. Через сто лет гроб вскрывали. Засахаренное тело использовали для лечения сломанных и раненых конечностей. Справочник утверждал, что при принятии небольшого его количества внутрь боли немедленно прекращались.

Слово антрополога

При раскопках Азака предметы, связанные со средневековой медициной, археологи Азовского музея находили неоднократно. В основном, это фрагменты аптечной посуды, в которых перевозились настои: состав многих одобрила бы и современная медицина. Оберег же из человеческого черепа встретился впервые.

Елена-Федоровна-Батиева

Антрополог Елена Батиева

Как рассказала  кандидат биологических наук, антрополог, старший научный сотрудник Азовского музея-заповедника Елена Батиева, определить, что это часть человеческого черепа специалисту несложно: тем более, что находка не была так уж сильно обработана. Это был довольно большой залощенный фрагмент теменной кости черепа человека с проделанной в нем дыркой. Металлическая «накипь» возле дырки говорила о том, что оберег был подвешен на металлическом кольце.

Для Азова такая находка — первая, — подтвердила антрополог. — Хотя есть в экспозиции музея фрагмент человеческого черепа античного времени, обработанный как чаша.

После изучения литературы выяснилось, что такая находка — редкость не только в Азове, но и на территории России: одна-две таких находки встречались где-то к северу от Москвы. Но есть упоминания о том, что на территории Европы таких находок — оберегов, сделанный из черепа человека — довольно много.

Известно, что и в ХХ веке в Италии зафиксировано использование таких амулетов в качестве средства от эпилепсии. Есть упоминания о том, что кусочки черепа человека, умершего от какой-то болезни, использовались как средство от этой болезни по принципу «подобное лечится подобным».

О владельце черепа, откуда взята найденная часть теменной кости, Елена Федоровна может сказать лишь то, что это был уже вполне взрослый человек.

Еще о черепах из Азова

Но тогдашний этносостав жителей города представлял собой не меньшее смешение представителей разных народов, чем сегодня тот же Ростов. Поселения городского типа изначально провоцируют смешение различных групп населения. Города и в Средние века были центрами торговли, ремесел, культуры, потому притягивали самых разных людей. А уж в Азове, который стол на перекрестке многочисленных торговых путей — морских и сухопутных — в эпоху Золотой Орды население было очень пестрым. Какие-то группировки можно будет вычленить в дальнейшем, этими Елена Федоровна и занимается.

Пока же на научно-практическом конференции, посвященной Дню донского археолога, она рассказала следующее. Ей довелось исследовать человеческие останки из несколько городских захоронений, которые только подтверждают большое этническое разнообразие населения. И что удивительно: в центральном могильнике на многих черепах людей были обнаружены довольно серьезные прижизненные повреждения холодным оружием, то есть, боевые травмы. Причем как у мужчин, так и у женщин, что, как считает антрополог, говорит об их военной активности. При этом в центральном могильнике черепа монголоидного типа встречаются чаще, чем в других захоронениях.

череп-с-прижизненной-травмо

Череп с прижизненной травмой, найденный в Азове

Один из женских черепов особенно привлек внимание археологов, причем найден он был около 15 лет назад. Его обладательница была по тем временам старушкой, поскольку было ей на момент смерти более 40 лет. У женщины был сломан нос. Есть следы травмы холодным оружием лица: судя по всему оружие прошло по касательной от виска до орбиты глаза, причем проникающая в орбиту. При этом женщина выжила. Но у нее была еще одна травма черепа, нанесенная тупым предметом, причем оставившим свой след. К сожалению, уже не выяснишь, это были боевые травмы или нанесенные при попытке вполне мирную гражданку взять в плен. ХШ век — могильник. По словам Масловского, женщина могла быть одной из первых жительниц Азака, появившись здесь в 60-е — 70-е годы ХП века. Женщина, судя по всему, была ловка и умела, так как две травмы черепа, должны были стать смертельными.

кость-и-лопатка-с-травмой

Кость и лопатка с травмой

Выводы, конечно, делать ученым, но, с обывательской точки зрения, можно только поаплодировать средневековой медицине, которая помогала выживать жителям Азака с такими серьезными травмами.