Добро пожаловать в бронзовый век

Петроглифы-вход

Вход в грот

По количеству объектов культурного наследия Ростовская область занимает одно из первых мест в России. К сожалению, не так широко известны среди них памятники первобытной культуры, а посмотреть есть на что. Одним из таких памятников является грот с петроглифами на Верхнем Дону.

Петроглифами называют все изображения на камне древнейших времён с палеолита вплоть до Средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система письменных знаков. Петроглифами называют как первобытные наскальные живописные рисунки, так и более поздние рисунки и гравировки, например, на специально установленных камнях, мегалитах или на скалах.

История открытия

По словам археолога, кандидата исторических наук Андрея Цибрия, информацию о «пещере с некоторыми «царапками» он получил от Георгия Абакумова (местный краевед, вместе с женой Светланой и братом Тимофеем открыли много археологических памятников на Верхнем Дону). Отдавая отчет хорошей наблюдательности Георгия Николаевича и его интуиции, пришлось поехать, говорит археолог, хотя некий скепсис был обоснованным: ученым немало поступало в свое время сообщений от местных жителей о разных пещерах с рисунками внутри. Думалось и следующее: степная зона — ну, какие тут могут быть петроглифы?!

глыбы-кварцита,-которые-выд

Одна из глыб кварцита, которые выдавили песчаные почвы

Но все оказалось иначе: увиденное стало настоящим культурным шоком. Речь шла о гроте, который образовался в скальных образованиях кварцита. Их «выдавили» из глубин песчаные почвы — причем, как выясняется, тысячелетия назад. На монолитную плиту, которая являлась основанием грота, и были нанесены рисунки.

Как определил Андрей Цибрий, это оказались не просто прорези и знаки, которые встречаются на других памятниках. Это было настоящее наскальное полотно.

По следам открытия была организована экспедиция, которая изображения зафиксировала и провела работу по изучению окрестных скал: часты случаи, когда найденные петроглифы не единичны. Но в округе не были найдены даже единичные изображения, что говорит об особом контексте существования этого грота.

Что изображено

петроглифы1-1

Вот как описывает петроглифы, найденные в гроте высотой всего в 70 см, археолог, кандидат исторических наук Владимир Кияшко. Твердость такого материала, как кварцит, не позволяет делать закруглений — здесь могут существовать только варианты прямых линий. Из них как бы течет река, вдоль которой выстроены цепочки углублений и линий, обрамляющих этот «поток».

По краям — другие изображения, например, то, что археологи назвали «медвежьей лапой»: уже имеющееся углубление оформлено «когтями». А медведь в первобытном искусстве Евразии имел особое значение как священное животное. Есть и изображение «человеческого следа». У входа расположены «розетка» из чашевидных изображений. Рядом — лес параллельных линий, которые можно трактовать по-разному: на одной из линий изображен наконечник копья, то есть, возможно, речь идет о лесе копий. Есть изображение, которое можно трактовать как «повозку с быками», сделанную весьма схематично.

Далее в гроте было изображение двух топоров того раннего бронзового века. При этом один из таких топоров Андрею Цибрию довелось видеть в местном краеведческом музее.

Обнаружено, что сам грот оказался довольно протяженным, и в восточной его части обрушилась глыба с потолка, на которой, казалось, изображений уже нет. Но благодаря настойчивости другого участника экспедиции, археолога Виктора Цибрия, там обнаружены ключевые для понимания рисунков изображения. Это след ноги человека, который известен на многих других стелах древнего мира, и нож типичной для этой эпохи формы.

Известный русский искусствовед ХIХ века Владимир Стасов в свое время заявил о том, что в первобытном искусстве нет ни одной линии, ни одного завитка, сделанного просто так — все имеет свой смысл. С ним в ХIХ веке многие спорили, но спустя много лет в этом уже никто не сомневается.

Если обратиться к истории, то рисунки древних были обнаружены в темных пещерах, зачастую там, где их полностью и увидеть никто не мог. Почему? Изображения загнаны в щели и гроты скал не за тем, чтобы ими любовались как произведениями искусства в нашем смысле слова: они имеют сакральное значение. Наше восприятие первобытного искусства окрашено скепсисом: представляется, что то, что было пять тысяч лет назад, примитивно. Но за плечами людей той эпохи уже были тысячелетия неолита (каменного века), палеолита. Они умели обрабатывать металлы, строить жилища, разводили скот, знали, что такое колесо и передвигались на повозках, вязали из шерсти одежду. И, естественно, у них были те самые места, в которых люди исполняли некие ритуалы.

С чем они связаны

По версии Владимира Кияшко, окружающая найденный грот местность для жизни мало пригодна. Она находится далеко от воды и продуваема всеми ветрами. А в те давние времена большое значение играли обряды, связанные с воспитанием молодежи, формированием родового коллектива. Все это выливалось в обряды и инициации. По достижению определенного возраста юношам и девушкам устраивали суровую школу-проверку в изолированном месте. Иногда испытания длились до года. Прошедшие испытания становятся полноправными членами общества. Изображения же в гроте заполированы, что в случае кварцита говорит о многократном воздействии на него кожи, меха, ткани. Так что, возможно, эта пещера, где изображения носят космологический и мифологический характер, была местом ночевки в экстремальных условиях.

Сам грот сквозной и заканчивается обрывом, высота которого сегодня составляет не менее трех метров. А в те времена, эта высота могла быть еще выше. Выбраться из грота, не сломав шею, и было, вероятно, окончанием испытания.

Эта версия рифмуется с обрядом, который человек проходил в древности после тяжелой болезни, когда его протаскивали под ледяной водой из одной проруби в другую, давая как бы ему новую жизнь.

Кварцитом по кварциту

Стараниями археологов найден культурный слой в 60–70 см с остатками посуды, что и позволило продатировать данные изображения: найденные керамические черепки были настолько выразительны, что явно указывали на то, что этот комплекс делали люди раннего бронзового века.

Найдены и инструменты, которыми работали эти люди около пяти тысяч лет назад, делая эти рисунки. А случаи таких находок редки! Инструментами оказались обломки кварцита, порой отполированные до блеска. Словом, инструменты, явно не традиционные и говорящие о том, что изображения делали обычные люди, использующие то, что было под рукой. Эта находка — ответ ученых тем недоверчивым гражданам, которые считают, что людям в древности помогали некие инопланетяне.

Проведенный учеными эксперимент подтвердил тот факт, что именно обломки кварцита служили инструментами для нанесения рисунков. Речь идет о попытках самим нанести на обломки кварцитовых скал хотя бы некие линии с помощью найденных их же обломков. Сколы и полировка на них оказывались практически идентичными сделанным в раннем бронзовом веке.

Немногочисленные экскурсии доезжают до Верхнего Дона — а жаль: здесь есть на что посмотреть, и петроглифы — один из самых интересных памятников.