Ростов подземный

Нынешний-вид-лестницы-в-под

Вход в один из самых знаменитых подвалов Ростова, где располагался бывший городской туалет, а в годы оккупации - немецкое казино

О том, что большая часть исторического центра донской столицы стоит на подземных коммуникациях крепости Святителя Димитрия Ростовского, написано много.

Автор этих строк постаралась собрать эти сведения вместе вовсе не потому, чтобы повторить написанное коллегами, но чтобы в очередной раз обратить внимание тех, от кого это зависит, на историческое наследие, до сих пор, как ни странно сохранившееся, необходимое к использованию. Тем более что и в таком серьезном документе, как Стратегия социально-экономического развития Ростовской области до 2030 года, поставлен вопрос о двойном увеличении потока туристов на Дон.

Ротонда-на-остатках-валов-к

Мемориальная Ротонда на остатках валов крепости

Под Ротондой

Уже писано-переписано о том, что под тем холмиком (остатки валов крепости) в Первомайском парке, на котором стоит мемориальная ротонда, находятся подземные помещения, доставшиеся в наследство от «ростовской твердыни»: назовем именно так, по-толкиеновски, крепость, давшую название городу, несмотря на тот факт, что сами валы ее были земляными (ну — как у Трои).

В паспорте объекта культурного наследия «Городской парк культуры и отдыха имени 1-го Мая (Сад Летнего коммерческого клуба. Больничный сквер)», составленном еще в 1993 году, написано: «Данные подземные сооружения — фрагменты уцелевших пороховых погребов и галерей крепости Свт. Димитрия Ростовского — входят в комплекс подземных сооружений XVIII века, включённого в реестр исторических памятников города».

И — там же: «… его территория внесена в список памятников федерального значения — и не только как образец садово-парковой культуры середины XIX-начала XX веков, но и как памятник археологии именно из-за имеющихся под парком подземных сооружений XVIII века».

Тогда же, в начале 1990-х, специалисты института «Спецпроектреставрация», работавшие над проектировкой парка, в пояснительной записке к проекту дали такие рекомендации: «Необходимо произвести археологические исследования помещений под ротондой и фонтаном и отходящих галерей с целью определения их технического состояния и возможности дальнейшего использования. Подземные сооружения под ротондой и фонтаном рекомендуется музеефицировать и представить в них экспозиции по истории города…»

А мы-то думаем, где же обустроить музей Ростова-на-Дону?! Для его размещения назывались и территория парка имени Горького, и несчастный дом Кисина на Московской, 72а, и даже при строительстве Покровского храма в Покровском же сквере упоминался подземный этаж храма, который мог бы стать музеем и самой крепости, и города. Да только политической воли, судя по всему, у городских властей на сей предмет нет. Но ведь записанное в Стратегии выполнять-то надо!

Археологические работы, да и работы по укреплению сводов подземных ходов и помещений стоят дорого. Но что сегодня городу дороже — его репутация как одного из исторических городов России, привлекательных для туристов, подкрепленная восстановлением памятников, или известность в качестве не умеющего распорядиться своим наследием провинциального городка…

Рукотворный «привет» от Ростова-Папы

Принесли известность Ростову-на-Дону и ловкие личности, постоянно подтверждающие его известное любому и каждому прозвище — «Папа».

Сегодня многие дома в «спальных» районах можно назвать близнецами, но эти два похожие друг на друга дома стоят в историческом центре Ростова-на-Дону — на площади Советов напротив здания правительства области по улице Соколова (некогда Среднего проспекта).

Дом, выходящий одним из фасадов на Социалистическую (а тогда — Никольскую) улицу, в 1922 году попал в криминальную историю. Банда злоумышленников, выкупив находившуюся на первом этаже булочную, вела подкоп во двор находившейся напротив конторы Госбанка. Они надеялись проникнуть в подвал, где стояли сейфы с деньгами и драгоценностями, но обнаружили себя и бежали из города. Об этой криминальной истории можно прочитать на страницах романа «Омут» ростовского писателя Павла Шестакова.

Известна еще одна попытка подкопа с удачным ограблением, она описана журналистом Александром Оленевым: при обследовании фундамента дома, расположенного на углу проспекта Семашко и улицы Серафимовича, обнаружен лаз, явно рукотворный. Так всплыла история с ограблением сейфовой комнаты Первого Ростовского общества взаимного кредита. Кстати, преступление не раскрыто и в те времена, и в наши.

И чем не возможность продемонстрировать заезжим туристам, музеефицировав данные объекты (хотя бы обложив камнем входы в них!), изобретательность ловких ростовчан?! В конце концов — тоже лицо города.

Кирничный-и-контрабасист-в-

В пространстве М-галереи

Подвалы

Подвалы домов в историческом центре Ростова-на-Дону — «песня особая». Сразу же вспоминается легенда о семиэтажном подвале под нынешним театром кукол, занявшем место на том же фундаменте, где стояла греческая церковь. Но это легенда, а вот недавно довелось побывать на более чем авангардном спектакле «Нурофеновая эскадрилья» Театра 18+, который игрался в подвале дома на Кировском проспекте, первый этаж которого нынче занимает ресторан «Книжный». Этот же театр одну из серий «театрального сериала» Сергея Медведева играл в подвале галереи 16THLINE (читай — бывшей макаронной фабрики).

Потрясающий по своей величине подвал с кирпичными сводами на Буденновском проспекте, который занимал ресторан «Пивопровод», был построен еще в XIX веке. Когда-то здесь стояли огромные бронзовые чаны пивзавода «Южная Бавария», в которых бродило и настаивалось знаменитое ростовское пиво. Само здание во время оккупации Ростова было почти полностью разрушено. Но мощные сводчатые потолки подвала не смогли пробить ни авиационные бомбы, ни снаряды.

Согласно легенде из этих подвалов по тайному ходу, который вел к Дону, бывший владелец завода вместе с семьей и золотом сбежал из Ростова, когда в 1920 году сюда ворвалась Первая конная армия. Под словом «сюда» имеется в виду и Ростов, и сам пивзавод. По другой легенде, золото и украшения замурованы в тайниках подвала, ныне и ставших залами «Пивопровода». Поиски драгоценностей велись вплоть до начала 1980-х. По слухам, были найдены старообрядческие книги и иконы. Сегодня этот подвал отдан на откуп разных фирмам общепита, сделавших каждый в своем отсеке дизайн на свой, не очень хороший вкус.

А еще как не вспомнить замечательные подвальчики, которые занимала и занимает сегодня М-галерея, представляющая сегодня ростовчанам и гостям города современное искусство.

Ну и «классика жанра» — спектакль Ростовского (тогда областного) академического молодежного театра «Гамлет». Это спектакль- «бродилка», в ходе которой можно встретиться с могильщиками, выкапывающими могилу в настоящей земле! Эта сцена проходит в подвале театра, куда по ходу спектакля заводят зрителей: обстановка там, нужно отметить, более чем соответствующая.

В память о Байкове и опять же о крепости

О том, что существует подземный ход, связывавший некогда крепость и Богатый источник, есть свидетельств немало. Наиболее достоверные сведения об этом оставил инженер Зигмунд Рыгельский, тот самый спорстсмен-конькобежец, совершивший с товарищами легендарный пробег Ростов-Таганрог по льду Дона и Азовского моря. Еще в 1960-е он подводил Владимира Моложавенко, писателя, работавшего в «Молоте», к полузасыпанному входу в галерею, которая начиналась неподалеку от источника (тогда еще не столь благоустроенного, как сейчас) и вела в недра крутого донского берега.

Сведения о том, что шла подземная галерея от крепости к Темернику, и передавались бы из поколения в поколение ростовчан на уровне легенды, если бы еще в 1960-е не был открыт в нее вход. Он находится и сегодня под Ротондой в парке имени Горького, и многие пытливые подростки, нынче уже солидные люди могут рассказать, как они побывали там. Побывал там и журналист «Молота» Сергей Петрович, о чем и написал статью в свое время в газету.

выход-подземной-галереи-в-р

Выход подземной галереи к реке Темерник

Но есть еще одна версия по поводу этой галереи, которая заключается в следующем: легендарный ростовский глава Андрей Байков хотел сделать водопровод в Ростове по европейским образцам — в виде галерей, по которым можно и коммуникации прокладывать, и ливневые воды спускать в реки. И не является ли часть такой галереи, ведущая к Темернику (а автор этих строк сняла ее выход в эту реку) одной из таких байковских галерей? По крайней мере, пока не закатали в асфальт (и не единожды, потому что постоянно смывается!) переулок Согласия, проходя по нему, через ливневые решетки (сегодня напрочь забитые грязью) можно было слышать, как журчит вода в этой галерее.

И почему бы не привести в порядок эту галерею (хотя бы какую-то часть), превратив ее в объект показа? Ну, это, конечно, не подводный дворец императора Константина в Стамбуле, но в наших пенатах объект довольно интересный.

Словом, Ростов — город с такой историей, что и под землей у него можно обнаружить много чего интересное. Нашелся бы и в донской столице свой Христофор Константиниди (министр туризма, курортов и олимпийского наследия Краснодарского края — прим. автора), ставший инициатором и «двигателем» турпроекта «Золотое кольцо Боспорского царства». Благодаря ему идея использования памятников античности юга России как туробъектов, витавшая в воздухе уже много лет, наконец-то начала воплощаться в действительность. Но сам по себе Ростов, вобравший в себя памятники многочисленных культур народов, здесь проживавших, разве хуже?!…