Вместе. Изобретения и изобретатели
— Философы лишь различным образом объясняли мир. Но дело состоит в том, чтобы его изменить, — над этим тезисом Маркса кто только не посмеивался в последнее время, как, впрочем, и над всем наследием великого философа. Но, похоже, вооружившись именно им, Благотворительный фонд Владимира Потанина в содружестве с фондом «Такие дела» решил отметить свое 20-летие. Из многочисленных грантополучателей конкурса фонда «Меняющийся музей в меняющемся мире» были выбраны пятеро человек, которые действительно своими делами (по мере сил и возможностей) окружающий мир пытаются изменить. О них сняты фильмы. Один из этих героев — ростовчанин Михаил Клецкий, кандидат химических наук, доцент химического факультета ЮФУ. Что же такого сделал этот преподаватель, что отмечен был столь высоко? Он просто вспомнил то, что было хорошо забыто в нашем обществе, столь резво устремившегося в сторону рыночной экономики — пропаганду научных знаний
Сначала по инициативе Михаила Клецкого появился Донской центр химического образования (http://tourism.rostov-gorod.ru/attractions/237/5092/), ставший настоящей достопримечательностью донской столицы. Сюда могли приходить, слушать лекции и смотреть опыты школьники любого возраста. Музей же университета открыт в 2005 году по инициативе этого центра и Департамента химии Южного федерального университета. В октябре 2007 года Естественно-научный музей ЮФУ официально зарегистрирован в Реестре музеев России.
— Когда создавался Естественно-научный музей Южного федерального университета, мне было понятно,- рассказал Михаил Клецкий, — что он не должен стать складом экспонатов, что он должен быть активно востребован посетителем. Заметьте, не зрителем-созерцателем, а активным и заинтересованным посетителем.
А уже идея проекта «Человек изобретающий», созданного в содружестве Естественно-научного музея ЮФУ, Ростовского областного музея краеведения и Ростовского областного музея изобразительных искусств, состояла в следующем: показать, как шло развитие цивилизации через инновации, открытия, изобретения. Каждая инновация, будь то карандаш или керосиновая лампа, двигатель внутреннего сгорания или медицинский шприц, имела большую и интересную предысторию и, что самое важное, создавалась в напряженном и нередко драматическом творчестве людей, шедших к той или иной идее, к тому или иному решению. Иногда эта мысль отвергалась, но потом возрождалась следующим поколением, совершенствовалась, пока не наступал прорыв и рождение нового, на чем и держится цивилизация во все времена. «Так идет развитие человечества, — утверждает Михаил Ефимович, и именно это мы и показывали в проекте».
Сам проект представляет собой цикл образовательных интерактивных лекций в рамках программы «Человек изобретающий» и воссоздает историко-культурный контекст великих инноваций, раскрывает их научную природу, объясняет «творческую кухню» каждого изобретения,но главное — ориентирует подростков на решение изобретательских задач.
Темы лекций (с демонстрацией опытов, разумеется) не могут не увлекать потенциальных юных исследователей — «По законам красоты» (в этой лекции речь идет о законах симметрии в искусстве, технике и науке, о знаменитом золотом сечении, о тайнах музейной коллекции офортов и гравюр), «Аромат времени» (здесь разговор — о запахах, когда-то наполнявших старинные парфюмерные флаконы, об удивительной связи звука, цвета и запаха, в общем, о том, что французский поэт Поль Валери назвал ядами сердца), «Супермаркет как музей» (излагается история упаковочных материалов от античной керамики и стекла к веку полимеров: ведь упаковка веками напрямую зависела от достижений человека в естественных науках и технике). Другие названия говорят сами за себя — «Красота здоровья», «Сейчас вылетит птичка!», «Мера мира», «Соединяющие все», «Все краски мира».
Остается лишь добавить, что в рамках проекта «Человек изобретающий» в Ростовском областном музее краеведения Михаил Клецкий продолжает читать лекции и демонстрировать опыты.И это первый в Ростовской области совместный проект научногго музея и музея. чья экспозиция посвящена истории и современному состоянию общества.
Галина Куликова, директор Ростовского областного музея краеведения, предоставившего для цикла лекций свои залы, рассказывает о том. что для этого музей решился на революционный для него шаг: лекции читаются в 19.00 в то время, когда сам музей как государственное учреждение закрывается в 18.00. «Мы переживали, — говорит Галина, — пойдут ли старшеклассники на эти лекции. Но вот народу столько, что все волнения позади. Приезжают послушать эти лекции даже из других городов».