Танцы в темноте

Неделю комедий и свой 143-й сезон Ростовский академический театр драмы им. М.Горького завершил восьмой премьерой, поставив «Тёмную комедию» Питера Шеффера.

Автор пьесы, известный британский драматург, не только «оскароносец» (за сценарий фильма «Амадеус»), но и обладатель престижнейших международных литературных премий, а также самый популярный сценарист и драматург в Европе. Его «Темная комедия» – из разряда хорошо сделанных пьес.

Перед режиссером–постановщиком спектакля Дмитрием Скрипченко из московского театра им. Пушкина стояла задача непростая: все действие комедии (потому она и – комедия, при свете действие явно пошло бы в другом направлении) происходит в темноте. И в Великобритании, оказывается, случаются неполадки в энергоснабжении. Прием, найденный режиссером, чтобы отразить действия героев в данных обстоятельствах, на ростовских сценах, еще не использовался: когда кто-либо чем-либо пытается осветить себе путь в темной комнате, сцена погружается в полумрак, а когда подразумевается наличие полной темноты, все заливается ярким светом, и мы можем видеть движения персонажей в мельчайших подробностях.

Самое интересное в спектакле – те самые «танцы» в темноте, которые поневоле осуществляют персонажи. Пластика каждого, оказавшегося во мраке, сообразна его характеру. Выкидывая ноги вперед, как на плацу, двигается полковник британской армии (заслуженный артист РФ И.Тельнов), отец Кэрол, невесты главного героя, пришедший познакомиться с будущим зятем. Подоткнув длинное узкое платье, крадущейся кошачьей походкой передвигается сама Кэрол (К.Гаврюкова), желающая женить на себе бедолагу скульптора и стать «миссис Микеланджело». Семенит, смешно перебирая ногами, а, приняв по ошибке не лимонад, а кое-что покрепче, такой же походкой кружится, разыскивая место, где бы пристроиться, соседка героя (народная артистка РФ Т.Шкрабак). Гарольд (С.Власов), еще один сосед (с налетом «голубизны» – похоже, сегодня без этих реалий не обходится постановка ни одной современной комедии!) даже во мраке пытается выглядеть эстетом. На подгибающихся длинных ногах, словно стараясь всем угодить, двигается «в темноте» скульптор Бридсли, герой Артема Шкрабака. На горе ростовским поклонницам актер резко поменял свой романтический имидж.

Но, к сожалению, пластикой порой представление характера персонажа и ограничивается. А в финале спектакля актеры, похоже, и вовсе забывают, что вокруг-то темновато, и дружной толпой в том же мраке бросаются как ни в чем не бывало догонять незадачливого героя. Появившаяся позже всех на сцене соперница Кэрол – Клея (Т.Полищук) и вовсе, кажется, обладает прибором ночного видения – так лихо в отличие от других бегает в темной комнате.

А характеры-то Шеффером выписаны какие «вкусные»! Один только монтер с незаконченным высшим филологическим образованием чего стоит! Увы, выбор актера на эту роль, а, следовательно, и саму роль в спектакле нельзя назвать «попаданием в десятку». Даже появившийся в финале долгожданный миллионер-меценат (С.Соколовский) – роль без слов! – и тот выглядит убедительней.

В последнем сезоне «облегченные» варианты прочтения выбранного материала, к сожалению, стали традицией на академической сцене. Не потому ли успели выпустить аж восемь премьер?! А ведь возможности труппы (понемногу теряющей свою форму из-за отсутствия крепкой режиссерской руки) все еще велики. Понятно, что профессиональные режиссеры, способные заставить актера работать так, как он и сам, может быть, забыл, стоят нынче дорого. Но ведь безвыходных положений, как известно, не бывает. Есть положения, которые предпочитают считать безвыходными.

« Молот », 8 августа 2006 года, с 6


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Ростовский театр драмы им М Горького

Другие театры Ростова

Ростовский музыкальный театр

Молодежный театр (ТЮЗ)

Новошахтинский драматический театр

Ростовский Театр Кукол