Выставка “заточена” под Ростов

на-выставке

На выставке в Шолохов-Центре, посвященной Исаакиевскому собору

В Шолохов-Центре (филиал Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова) из «северной столицы» приехала выставка «Исаакиевский собор. Три века в сердце Санкт-Петербурга». Она отличается от той, чтобы была в Москве, рядом экспонатов и «заточена» под Ростов. Как считает директор музея-памятника «Исаакиевский собор» Юрий Мудров, этот собор «рифмуется» с Вознесенским собором Новочеркасска, последним всплеском русско-императорского православного зодчества.

Музей должен принимать всех

Более того, на пресс-конференции, которая предваряла открытие выставки, в пресс-центре «Дон-медиа» директор Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова Ольга Анистратенко заявила о подписании соглашения о сотрудничестве музея-памятника «Исаакиевский собор» и музея-заповедника. И первой темой сотрудничества стала инклюзия в музейном пространстве — то есть, создание условий для посещений храмов муз людей с ограниченными возможностями. И Исаакиевский собор (а в это учреждение культуры входят и «Спас на крови») достиг в этом деле невероятных высот в прямом смысле слова. Во всяком случае люди в инвалидных колясках, если захотят увидеть Санкт-Петербург глазами ангелов, расположенных на крыше собора, смогут это сделать: среда — это день, когда работают именно с такими группами посетителей. Правда, записаться для этого нужно заранее.

Как заявил Петр Шолохов, заведующий Шолохов-центром, данный музей также последует этому примеру в свой выходной день (понедельник), правда, опять же для посещения центра людьми с ограниченными возможностями им нужно записаться заранее.

макет-собора

Макет собора на выставке

Пока — мир

Конечно, первый же вопрос, который хотели задать все Юрию Мудрову, директору государственного музея-памятника «Исаакиевский собор», каковы теперь у них отношения с православной церковью. «Не так, чтобы «мир и дружба», но спокойные — можно было так расшифровать его слова.

Сегодня собор — музей-памятник, и в то же время действующий храм. Два раза в день здесь идут службы — кроме среды, которую музей взял себе как технический день. Огромное хозяйство храма — и это помимо большой системы видеонаблюдения — требует поддержание его в порядке, на что нужно время и силы.

копия-росписи-купола

Копия росписи купола собора

Что можно увидеть

Почему-то всех интересует маятник Фуко, тот самый подвес, который, закрепленный к центру купола собора, раскачиваясь, доказывал вращение Земли вокруг своей оси. Маятник Фуко был запущен в ночь с 11 на 12 апреля 1931 года и снят в 1986 году. И сейчас он привезен в донскую столицу, и музейщики исхитрились в небольших помещениях Шолохов-центра таки найти возможность продемонстрировать этот уникальный экспонат.

история-Собора

Директор музея-памятника "Исаакиевский собор" Юрий Мудров представляет каталог выставки

В Ростове состоялась российская премьера трех изданий музея — роскошно изданного каталога выставки, альбома, в котором собраны все известные снимки собора ХIХ и книги об Исаакии Далматском — святом, жившем на Востоке. Очень просто объясняется присвоение этого имени собору: Петр Великий родился в день его памяти. Самое интересное, что в России не было книги, изданной в память об этом святом. С трудом удалось найти десять икон с его изображением. В самом соборе обнаружилась лишь единственная икона во имя этого святого, вырезанная из кости. Это был подарок императора Александра Второго в день открытия храма. Она также привезена в Ростов.

Архитектор Монферран

В витрине выставки можно увидеть паспорт Огюста Монферрана, архитектора французского происхождения. Он 40 лет проработал в России. Понятно, как много архитекторов как русского происхождения, так и иностранцев, проживавших в России, предлагали свои проекты для постройки собора. Молодой, никому тогда неизвестный Монферран познакомился с Августином Бетанкуром, который увидел незаурядный талант молодого француза. На свой страх и риск, когда император Александр I велел Бетанкуру подобрать архитектора для перестройки Исаакиевского собора (а это был четвертый его вариант), Августин «на свой страх и риск» предложил кандидатуру Монферрана. А у того к этому времени было уже 24 варианта перестройки! Выбрали, естественно, один.

Его пришлось дорабатывать — и вот почему. Климат «северной столицы», как известно, влажный, и фрески (роспись по мокрой штукатурке) уже при строительстве стали не выдерживать сырости и портиться. Их пришлось заменять мозаиками, что значительно удлинило время строительства, которое и к 1914 году закончено в связи с этим не было.

А строительство велось исключительно на средства государства, во время его возведения использовались самые передовые технологии, самые последние достижения науки и техники.

Во время блокады

Исаакиевский собор знаменит еще и тем, что во время блокады города во время Великой Отечественной здесь хранились ящики с музейными экспонатами Ленинграда, которые не успели увезти в эвакуацию. В сам собор бомбы не попали, но колонны отчасти были повреждены, о чем повествуют мемориальные доски и следы снарядов.

Ящики-подлинные,-в-них-и-хр

Подлинные ящики, в них и хранились экспонаты музеев, оставшиеся в осажденном Ленинграде.

80 человек — сотрудники разных музеев, чьи экспонаты в ящиках как в бомбоубежище оставались в стенах храма — на удивление (а ведь до Победы было еще ох, как далеко!) в темноте и голоде разрабатывали планы возрождения своих музеев: некоторые жили у родственников, у многих же просто не было другого жилья. Голод и холод тогда были вовсе не виртуальными — зима 1941/42 была жестокой, и как выжили эти люди с их 125 граммами хлеба в день, непонятно. Сейчас их осталось только двое — из тех, которые были тогда почти детьми. Их обязательно приглашают в собор на все праздники.

А их здесь устраивать умеют: Юрий Мудров показал снимок из каталога, где огромное пространство собора заполнено детьми, который рисуют… собор. Акция так и называется «Дети рисуют в Исаакиевском соборе». В 2020 году она состоится 15 мая и будет международной: дети по всему миру, глядя в мониторы с изображением собора и его фрагментов, будут их рисовать.

Но самое-самое для юных художников заключается в следующем: как известно, собор расписывали лучшие русские художники. И сотрудники музея сделали выставку работ юных живописцев рядом с их работами. Каково оно чувствовать себя, когда твой опус висит рядом с тем же Брюлловым?!…

Глазами ангелов

В мансарде Шолохов-Центра можно будет увидеть работы петербургских фотографов Александра Минина, Станислава Чабуткина, Евгения Гороха и Евгения Мохорева. Фотографии рассказывают о кропотливом труде художников-реставраторов, которые сохраняют красоту храмов-памятников для следующих поколений. Особая часть выставки — панорамные снимки Санкт-Петербурга, сделанные с балюстрады Исаакиевского собора, которые помогают взглянуть глазами ангелов, установленных на крыше, не только на Исаакиевский собор, но и на Петербург начала третьего тысячелетия.

Увидеть уникальную выставку «Исаакиевский собор. Три века в сердце Санкт-Петербурга» можно будет по 23 февраля 2020 года в Шолохов-Центре Государственного музея-заповедника М. А. Шолохова.