Безопасность на колесах

беспилотный-автомобиль

Базой для беспилотника «Я САМ» стал серийный автомобиль Kia Soul. При проектировании машины принят ряд инновационных решений, которые можно назвать уникальными, поскольку они разработаны и реализованы в программном обеспечении силами специалистов донского региона, а не заимствованы в открытых источниках.

В Таганроге,  “силиконовой лужайке” нашего региона, чего только не встретишь: так, ученые-исследователи в рамках международного форума «Транспорт России-2019» не только представили концепт беспилотного автомобиля «Я САМ», но и приняли участие со своим «беспилотником» в гонке таких же концептов в рамках технологического конкурса Национальной технологической инициативы «Зимний город».

Зачем нужен человечеству беспилотный транспорт и на какой стадии сегодня находятся его разработки, автор этих строк поговорил с сотрудниками таганрогского АО «Научно-конструкторском бюро вычислительных систем».

Зачем они нужны

По словам Антона Фомина, менеджера проектов АО НКБ ВС, причина, по которой человечеству потребовались беспилотные машины — прежде всего безопасность. Такие машины работают в опасных местах — всевозможных карьерах или на нудных работах — в складских комплексах, например. То есть, сейчас беспилотники ездят на закрытых территориях по заданным траекториям.

Следом за безопасностью возникает вопрос экономии: исключаются затраты на оплату труда водителя.

Появление беспилотников на дорогах общего пользования — дело все-таки отдаленного будущего, поскольку включает в себя отработку многих аспектов — правового в том числе. Но и здесь есть подвижки: в конце 2018 года вышло постановление Правительства РФ «О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств», куда включены Москва и Татарстан. Однако состав участников постепенно расширяется, и есть надежда, что благодаря усилиям регионального минтранса Ростовская область также попадет в этот список.

Как это устроено

Первым делом автомобиль получает пульт: чтобы руль и педали управлялись человеком извне- по проводу или радиосвязи. Затем человека с пультом заменяет компьютер, заложенная программа в котором подает команды через блок управления. Следом система дополняется картой местности высокой точности. Она вместе с системой навигации — тоже высокой точности позволяет автомобилю знать, на каком расстоянии с точностью до сантиметра каждый ее угол находится от препятствия (стационарного объекта). То есть, управляемая компьютером машина может уже ездить по заданному маршруту. И тут появляется последняя самая сложная и самая важная ступень — система технического зрения, включающая камеры, радары и ледары — лазерные дальномеры. С ее помощью решается задача распознавания нестационарных объектов. И при встрече с ними искусственный интеллект беспилотника должен принять решение — как избежать столкновения, и если едет объект впереди, выбрать режим следования или обгона.

Зачем соревновались

Конкурс «Зимний город» — один из федеральных конкурсов, объединенных общей идеей — преодолеть те технологические барьеры, которые сегодня существуют. Во всяком случае, в России. Первый из конкурсов был связан с созданием беспилотного летательного аппарата на водородных движителях. Здесь, увы, технологический барьер преодолен не был.

На борту автомобиля «Я САМ», представлявшего донской регион в «Зимнем городе», были эмблемы четырех организаций — Научно-конструкторское бюро вычислительных систем, Научно-производственный комплекс «Бортовые интеллектуальные системы», ЮФУ и Юго-Западный университет (Курск), что говорит о следующем: сегодня разработка таких сложных проектов, как беспилотники, требует усилий немалых команд с давними связями.

Масса компаний в мире создает и масса же тестирует беспилотники — правда, в комфортных условиях. Но в России зимой разметки на дороге не видно, знаки в снегу, и дороги вообще занесены. Потому технологический барьер «Зимнего города» был таков: победитель-беспилотник по полигону в таких условиях за три часа должен проехать 50 км.

Как известно, со снегом в этом году проблемы — в том числе и в Подмосковье, где проходил конкурс. Так что снег туда завозили. Чем-то белым припорошили дорожные знаки.

До финала дошли пять команд — наша в том числе. Самое объективное описание финального заезда конкурса с комментариями участников можно прочитать здесь: https://vc.ru/transport/96952-final-sorevnovaniya-bespilotnyh-avtomobiley-zimniy-gorod-s-kommentariyami-komand . А если коротко, то в итоге получилась первая в мире «пробка» из беспилотников, не обошлось и без аварии. Технологический барьер преодолен не был.

Но конкурс показал: не только такие «монстры», как Яндекс и Гугл, делают беспилотные автомобили. И до выхода беспилотников на дороги общего пользования не так уж и далеко. А элементы безопасности частично уже внедрены: к примеру, если, не включив «поворотник», автомобиль пересекает разметку между рядами, руль «зудит», намекая на возврат в полосу. Когда приближается сзади машина, в зеркальце заднего вида загорается лампочка, говоря об опасном сближении и так далее.

— «Я САМ» — не рыночный образец, — говорит Антон. — Когда спрашивали, сколько он стоит, мы даже не отвечали, поскольку стоимость его и не снилась вопрошающему: в машине за каждый компонент отвечает отдельный компьютер. Но это было сделано намерено: задача состояла в том, чтобы создать лабораторию, полноценно изучающую все эти системы.

Слова Антона подтверждает главный конструктор проекта беспилотного автомобиля «Я САМ» Павел Бутов: «Мы действительно рассматриваем наш беспилотник в первую очередь как исследовательскую лабораторию, которая поможет развить компетенции в области автономного управления движением. Кроме того, в связи с проектом хотим привлечь в компанию талантливых студентов профильных вузов, самых продвинутых и мотивированных. Поскольку сегодня на рынке труда нет готовых специалистов, обладающих опытом выполнения проектов в области разработки компонентов систем управления для интеллектуального и безэкипажного транспорта».