Ростов сквозь призму времени
В Ростовском музее современного изобразительного искусства на Дмитровской открылась выставка Марии Хардиковой, посвященная ростовским памятникам архитектуры. Однако пострадавшие от времени и действий людей здания поданы в таком ракурсе, что смотрятся исполинами, пришедшими из глубины веков.
По словам заведующей музеем Марины Приходько, живя и работая в Санкт-Петербурге, Мария не осталась в стороне от ростовской художественной жизни. Вместе с группой таких же неравнодушных художников она проводит арт-акции по привлечению внимания к бедственному положению Парамоновских складов — одновременно и достопримечательности, и проблемной точки донской столицы. Она расширяет свою эстетическую программу; и вот уже на улицах Ростова появляются фрески… Последняя её работа — роспись одной из стен возле Ростовской государственной консерватории имени С.Рахманинова.
Фрески Хардиковой — колоссальный ресурс для туристической и эстетической привлекательности Ростова-на-Дону. Не каждый город может похвастаться мастером с такой художественной специализацией и активной творческой позицией.
В 2019 году Мария приняла участие в фестивале уличного искусства в Москве («АРТ-платформа»), где была удостоена приза в номинации «За лучший культурный стрит-арт».
И вот художница открыла свою персональную выставку в Музее современного изобразительного искусства на Дмитровской, которую она назвала — «Странные музы». Её «музы» — это повествование об окружающем мире, истории, экологии, духовности… По замыслу автора, выставка состоит из двух частей. Первая — «Парамоны», где город представлен как живой организм. Вторая часть — посвящена месту человека во временном потоке и его реакции на окружающий мир.
Искусствовед Татьяна Неклюдова призналась на открытии выставки, что фрески Марии заставили ее полюбить Ростов, а историк Юрий Круглов заявил, что у экскурсоводов благодаря этому паблик-арту (искусству в публичном пространстве) появились в городе новые маршруты экскурсий.