Биологическое оружие или просто неприятные «гости»…
Год непопулярного не только в России, но и в мире грызуна стартовал по восточному календарю 25 января. И кто только не писал о них — серых, с длинными хвостами. Но что представляют они собой на самом деле? Какую опасность несут людям именно в нашем регионе? Об этом автор этих строк беседовала со старшим научным сотрудником ЮНЦ РАН, кандидатом биологических наук Никитой Панасюком.
Под надзором
— А правда ли, что на Дону наблюдением за грызунами занимается сразу несколько организаций? Неужели они так опасны?
— Грызуны могут изрядно уменьшить наш урожай, поэтому ими занимаются защитники сельского хозяйства, которые обязаны знать пищевые пристрастия разных их видов, численность и сезоны активности, сертифицированные методы борьбы с ними. Далее грызуны интересны ученым-зоологам, изучающим видовое разнообразие, пути распространения видов и многое другое. Ну и грызунов постоянно мониторят подразделения Ростпотребнадзора: они интересуют их как потенциальные носители различных инфекций, порой опасных и для человека.
— А что именно вас как представителя науки интересует в грызунах?
— Меня, прежде всего, интересует, их видовой состав в разных районах, а коллег из «санитарных» служб, с которой мы часто сотрудничаем — присутствие/отсутствие зараженных грызунов. Например, найдены следы туляремии у грызунов в Орловском и Егорлыкском районах. В Орловском районе у них выявлена и Крымская геморологическая лихорадка (ККГЛ). Говорю сразу, инфекции эти не новые для этих районов, для грызунов обычны и массовой эпидемии мы не обнаружили. Исследование прошло осенью, на фоне роста численности грызунов, надеюсь в начале весны популяция снизиться естественными способами. Но случаи были, значит, стоит отслеживать этих носителей инфекции.
Мышь наносит удар оккупантам
— Туляремию, кажется, называют «малой чумой»? Можно ли сказать, что «черная смерть» (чума) ушла в прошлое, и ее заменила более мягкая форма?
— Туляремия, характерная для нашего региона, действительно похожа на чуму отдельными симптомами, хотя и менее выраженными. На этом сходство заканчивается, и вызываются болезни абсолютно разными бактериями, которые появились и отлично жили ещё до возникновения цивилизации. При этом чума больше «любит» пустыню или полупустыню, туляремия — более влажные места и степи. Эту болезнь активно изучали в 30-е годы ХХ века. Одно время в Интернете даже муссировалась версия, что во время Сталинградской битвы злые русские ученые натравили на «невинных» оккупантов туляремийных мышей, то есть, использовали осуждаемое, но тайно разработанное бактериологическое оружие. Естественно, предварительно испытанное на подопытных людях.
— А на самом деле?
— Когда войска противника стояли ещё под Ростовом, они уже начали нести ощутимые НЕбоевые потери. Солдаты падали с высокой температурой, часто с увеличенными лимфоузлами. Были даже опасения, что армии началась эпидемия чумы! Всё оказалось гораздо прозаичнее. Огромные массы народа топтались вне населенных пунктов на территориях природных очагов туляремии. Грызуны, активно расплодившиеся на брошенных сельхозполях (а урожай собрать было некому), осенью побежали на зимовку в жилые дома и в блиндажи. Вспышка заболеваний была и среди наших гражданских.
— А массовый иммунитет? Можно ли снизить заболевание путем всеобщей вакцинации, когда возбудитель просто не сможет ни за кого «зацепиться»?
— Медицина действительно смогла «задавить» ряд заболеваний именно таким путем. К сожалению, с зоонозами этот номер не проходит. Речь о территориях, на которых болезни животных периодически случайно передаются человеку. Всё остальное время возбудитель циркулирует в определенных зонах (очагах), не выбираясь за их пределы.
Кстати, один из «плюсов» туляремии в том, она не передается от человека к человеку. Из минусов — в зоне очага бактерии могут «караулить» нас в воде, на земле, в пыли сеновала, проникать через укусы кровососущих, через грязную посуду, по которой потоптались мышки, в конце концов, через мясо охотничьего трофея, например, зайца.
Туляремийная вакцина была разработана у нас в 30-е годы. Ее не вкалывают, а наносят на предварительно оцарапанную кожу. Легкие царапины, кстати, белеют ещё несколько месяцев, пикантно выделяясь даже на загорелой коже. То есть, битва идёт нешуточная, но организм побеждает, приобретая иммунитет на ближайшие пять лет.
— Значит, если человек — охотник, любитель походов, сельский или дачный житель «опасного» района, то вакцинация настоятельно рекомендуется?
— Эпидемиологи рассказывали, про случай (думаю, не единственный), когда гражданка заболела этой неприятной болезнью и громогласно возложила всю ответственность на здравоохранение. В ответ ей резонно заметили, что она проживает фактически в природном очаге, поэтому ее односельчане получили вакцину, а так же показали написанное ею гневное заявление, в котором она отказывалась от вакцинации, поскольку не позволит травить себя химией, вакцины — это придумка коварных врачей и так далее. В общем, землякам, список которых вы озвучили, вакцинация настоятельно рекомендуется. Тем более, что вакцина показала весьма хорошую эффективность.
Дозоры — и ночные, и дневные
— Вы не ответили, но, как понимаю, настоящая чума нашей области не грозит?
— В настоящее время угрозы нет, тем более мы живем не в средние века. Но открою жуткую тайну, которую «скрывают ученые», но о которой, как обычно, можно прочитать в любом открытом источнике. Наша область настолько разнообразна, что ее край захватывает Калмыцкие песчаные степи. И на территории Ремонтненского района находится кусочек….настоящего Прикаспийского Северо-Западного чумного очага! К счастью наш участок — спящий. Чумные бактерии обнаруживались в послевоенные годы в норах сусликов. В голодные послевоенные годы многочисленных сусликов интенсивно поедали, и охотники порой получали укусы блох или заражались при работе с инфицированным мясом. К счастью, случаи заболевания были единичные, больных вовремя изолировали. Сегодня сельхоздеятельность снизила популяцию сусликов, и чума «затихла». Тем не менее, Северо-Кавказская противочумная станцией проводит мониторинг тревожного участка регулярно в периоды активности грызунов. В таких необходимых «дозорах» я тоже принимал участие, естественно получив необходимый инструктаж и обязательные прививки.
— Неужели ничего нельзя сделать с этими зонами в сотни и тысячи километров, опасных для человека?
— Ну, разве что мы провакцинируем всю местную живность. «Смелый» эксперимент был проведен на территории Вьетнама, где участки леса на месте очага лихорадки были обработаны….напалмом (!). Впрочем, целились-то в партизан, но результат один — выжженная пустыня с уничтожением носителей инфекции. Эффект продержался пару лет…
Гигиена прежде всего
— А что вы можете посоветовать жителям городов?
— Если вы живете в Ростове, то риск приютить больных мышей — минимальный. Мышка не будет бежать десятки километров, чтоб досадить вам своим присутствием. Скорее всего, грызуны пришли из окрестных полей, а может, парков и скверов. Последние случаи заболеваний среди ростовчан туляремией отмечены в 2017 году, заболели три человека, причем «подхватили» ее на природе. До этого, 17 лет (!) по всей области не было ни одного пострадавшего! Но гигиеной лучше не пренебрегать: не оставлять еду на столе без присмотра, а утром протирать обеденный стол на случай, если ваши непрошенные «питомцы» потоптались там грязными лапами… или испачкали его другим способом. При охоте дома на мышей в ход идут мышеловки — как традиционные капканы-давилки, так и живоловки, позволяющие изловить зверя живьем. Дощечки, смазанные специальным клеем, показывают неплохую эффективность, но не всегда приемлемы для гуманистов (метод достаточно жестокий). Существуют специализированные яды. Но стоит иметь в виду заверения производителей, что грызуны, отведав их химии, мол, превратятся в мумии, это не всегда срабатывает. Если помещение плохо проветриваемое и недостаточно сухое, то у вас есть все шансы, что погибшее животное неоднократно напомнит о себе неприятным запахом, принципиально выбрав местом своего упокоения, наиболее скрытое от глаз.
Из плюсов — атаку грызунов нужно выдержать ещё пару месяцев, дальше незваные гости отправятся обратно на природу.