Германского императора в Ростове ждали. Но — не все
Многие ли музеи и картинные галереи страны, а то и Европы, могут похвастать тем, что имеют в своих фондах произведения искусства рубежа ХYI-ХYII веков?! Теперь к таким городам смело может причислять себя Ростов. Здесь в областном музее изобразительных искусств был представлен, к сожалению, немногочисленной публике портрет германского императора Рудольфа II, вернувшийся в донскую столицу после реставрации.
Современник Шекспира
Если учесть, что взошел на престол этот сын Максимилиана II и Марии Испанской в 1576 году в 24 года, отрекся от престола за месяц до своей смерти в 1612-м и при этом на портрете изображен еще не старый человек, то так и получается: «возраст» портрета — рубеж веков. Скажем сразу, что выяснить, кто автор этого удивительного живописного произведения, Ларисе Цымбаловой, сотруднику Ростовского областного музея изобразительных искусств, так и не удалось, несмотря на то, что намек на егоимя на портрете имелся — буква «G» на обороте. Зато по подсказке сотрудников Эрмитажа удалось найти гравюру Ганса фон Ахена(допущенного в свое время ко двору), с которой и писался портрет.
Рудольф Максимилианович, как бы назвали его сейчас, был личностью выдающейся не только для своего времени: эту оценку ему смело дали бы и по нынешним меркам. Рудольф II Габсбург воспитывался при испанском дворе, где получил хорошее по тем временам образование. Получив империю в свои молодые годы, он проявил недюжинный талант полководца, но, судя по всему, лавры военоначальника его не прельщали. В 1583 году он из Вены, где его донимали распри самого известного в Европе венценосного и скандального семейства Габсбургов, переселяется в Прагу и превращает этот город в свою резиденцию, которая стала культурным центром Европы. Это был не французский двор, где предавались удовольствиям, и не полный интригами, замкнутый только на себя двор испанского короля. Сам Рудольф занимался коллекционированием произведений искусства, поэтому побывать в те времена в Праге художники считали большой честью. Сюда привлекались и ученые. Достаточно сказать, что некоторое время здесь жил Джордано Бруно. В те времена Галилей ожидал второго суда инквизиции, в резиденции же императора Рудольфа вовсю проповедовали его учение. Многие химики того времени также находили здесь приют, причем сам император занимался опытами столь страстно, что обжег себе лицо и спалил бороду.
На портрете изображен средних лет мужчина в латах и… лавровом венке. При этом у него на груди орден Золотого Руна — высшая награда империи. Проницательный взгляд умных, выразительных глаз говорит о человеке недюжинного ума и тонкого вкуса. Недаром Рудольф прогнал всех шутов, зато приглашал актеров, которые устраивали при дворе различные театральный действа. А в 1606 году своим указом император, сам правоверный католик, официально ввел, как бы сейчас сказали, свободу совести: при его дворе было разрешено исповедовать любую веру.
При таких своих толерантных наклонностях он правил 36 лет(!), но вынужден был отречься от престола за месяц до своей смерти в 1612 году из-за распрей со своим братом Матиашем. Похоренен этот «странный» император в храме святого Витта в Пражском граде.
Как давали «императору» вторую жизнь
Лариса Цымбалова и «высмотрела» этот портрет для музея в 1988 году. Тогда еще государство приобретало для музеев столь редкие вещи. Выкуплен портрет был через магазин антиквариата в Москве из одной частной коллекции. Поступил он в музей в ужасном виде: доска, на которой портрет был написан, треснула пополам. Потери в красочном слое были велики. Более десяти лет ожидало это живописное произведение реставрации. И вот, наконец, оно отправилось обратно в Москву, но на этот раз — во Всероссийский художественно-реставрационный центр имени академика И.Э.Грабаря.
Для превращения доски в нормальное состояние была разработана специальная методика: ее постепенно увлажняли и под некоторым нажимом выпрямляли в течение 52 дней. Долго работали и над восстановлением и красочного слоя (руководитель реставрационных работ Н.С.Кошкина). И вот портрет в 2002 году прибыл на Дон. Однако перед тем, как предстать перед публикой, он прошел акклиматизацию в помещении музея и только после этого попал в выставочный зал. Но это была выставка одного дня. Настал черед говорить о вещах печальных.
Есть в Ростовском областном музее изобразительных искусств отдел, который известен всей области как галерея западно-европейского искусства. Там бы, казалось, и место этому бесценному портрету, но уйдет он в запасники, и увидят его зрители нескоро, так как само существование галереи под угрозой.
Мы его теряем!
А ведь в этом году, будь все «как у людей», отметили бы мы галерее 10 лет. Так — нет: ремонт, ведущийся в здании, остановлен, так как заморожены средства, на него отпущенные. К сотрудникам музея приходят какие-то незнакомые люди и нагло спрашивают, когда они освободят помещение. А картины — куда: на улицу?! Это-то произведения восемнадцатого, девятнадцатого века — на свежий воздух?! Это «нашего» императора Рудольфа — в дождь и снег?!!
Но самое неприятное — никто ничего не знает. Официальных документов нет. По слухам известно лишь то, что само здание из собственности муниципальной (область арендовала у города помещение под музей — таких нелепостей с собственностью в последнее десятилетие полно!) переходит в собственность федеральную. Судя по всему, кто-то «высокий и важный» положил глаз на это здание. И нет бы действовать по-человечески: хочешь эту недвижимость — предложи взамен равноценную. Нет — нахрапом вперед! Сразу видно, что это не сотрудники двух областных музеев, которым аккурат после падения Советской власти в 1991 году по первоначальному плану предполагалось отдать здание красавицы-городской думы с ее огромными окнами: как бы при таком замечательном естественном освещении смотрелись реликвии, хранимые в фондах! Ходили ошалевшие от счастья женщины, плакали от счастья и площадь делили… вместо того, чтобы замки врезать да документы быстренько оформлять! И опять же — оформи в свое время то же министерство культуры, руководимое «лучшим областным министром культуры России» Ивановым договор аренды на помещение, где доживает последние дни галерея, не на год, а, скажем, на 50 лет, никакие «федеральные хищники» не могли бы претендовать на него. Да что теперь локти кусать!…
Дом для Рудольфа
Есть вариант, который рассматривается сейчас в областной администрации: на территории скверика детской картинной галереи, которая также является отделом музея изобразительных искусств, построить для хранимой в Ростове западной живописи дом. Уничтожать очередной «зеленый уголок» в донской столице, конечно, плохо, но снявши голову, по волосам не плачут. Только бы не затянулось строительство на долгие годы, как обычно это бывает с объектами культуры. А то ведь большими богатствами владеем — вот и возрождение портрета германского императора Рудольфа искусствоведы назвали событием европейского уровня! — но выставлено в экспозициях музея всего лишь … пять(!) процентов от хранимого в фондах. А еще известно, что в Азовском краеведческом музее есть живопись 16..- страшно сказать, какого года. И в Новочеркасске в не имеющих дна фондах музея Донского казачества есть, оказывается, на обороте одного живописного произведения буквица «G», подозрительно похожая на ту, что сохранилась на портрете германского императора рубежа ХYI-ХYII веков.
Да в любом европейском государстве уже и дворец специально для таких раритетов был бы выстроен, и охрана возле него, как у мавзолея вождя, стояла! А у нас?!…
Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.