«Три старушки» с московской пропиской

Михаил Коломенский
Михаил Коломенский фото Веры Волошиновой

Пьеса ростовского драматурга Михаила Коломенского «Три старушки вечерком» принята к постановке в театре «Современник». Репетиции сразу после Нового года начнет известный режиссер Борис Мильграм.

Заметим, известнейший московский театр ставит пьесу автора не московского и не петербургского. Ростов, конечно, тоже не самый неизвестный город России, но!…

Но — сначала о пьесе. «Сильно комическая фильма» — так порой завлекали в тогдашние кинотеатры — электробиографы зрителей «до 1917 года». Вот и автор настаивает, что его пьеса — сильно комическая драма, впрочем, обозначая её жанр, как «сюита». Три старушки, о которых мы ничего не знаем, кроме их инициалов — Л., С. и А., сидят в квартире одной из героинь, пьют чай и говорят о жизни, которая уже прошла. А на их глазах поменялось многое — прежде всего общественный строй. Прошли войны, поменялись правители, а они, столько перевидавшие женщины — остались. Старушки обсуждают национальную идею, утешая друг друга, что она вот-вот появится. Россия заколдована, считают они, и пытаются ее расколдовать: ведь должна же наконец-то страна начать жить нормальной жизнью.

Зритель будет смеяться над героинями, такими простыми и сложными одновременно, он не сможет не смеяться — и не плакать одновременно. Наверно, в этом и есть заслуга автора: о нашей нынешней жизни он говорит спокойно, без назидания и «черноты». Сюжета нет. Текст — фактически одни реплики, но в них — все мы, те самые, живущие в глубине России.

«Трем старушкам…» повезло гораздо больше, чем чеховским «Трем сестрам»: в Москву они все-таки попали. Но это результат такого необычного стечения обстоятельств, о которых нельзя не рассказать.

Каким образом пьесы вообще поступают в распоряжение театров? Самый тривиальный способ — их рассылка по почте, чем не пренебрегают и известные драматурги, например, Николай Коляда. Вопрос, который возникает сразу — а почему не по электронной почте? — ответ имеет простой: это замечательное изобретение человечества не используется ни коим образом и даже игнорируется творческой братией. То есть, она никогда не просматривается творческим руководством театра. Электронную почту читают, в основном, секретари. Самое интересное, что тоже происходит в редакциях и в издательствах.

Итак, рассылка пьесы, стоившая автору, как минимум, две тысячи рублей, состоялась. Но прежде надо было «достать» адреса театров, что оказалось делом непростым. Такой справочник находился в Ростове лишь в одном месте — в Ростовском областном молодежном театре. Там, на одни сутки под залог членского билета Союза российских писателей удалось его получить. Разослать пьесу можно было и в большее количество театров, но у автора на сороковом экземпляре попросту закончилась бумага.

Мероприятие, называемое «получение пьесы «Три старушки вечерком», нигде не имело успеха, кроме города Перми. Здесь к главному режиссеру театра Борису Мильграму пьеса попала прямо в руки. В момент прихода почты он находился в театре. Один! Он сам вскрыл конверт и прочитал текст. Судя по всему, в остальных случаях ее читали завлиты, которые, как правило, не доносят поступающие тексты до режиссеров. Не потому что они, заведующие литературной частью храма Мельпомены, такие ленивые, а потому что… В общем, неизвестно — почему.

На другой день, после того, как пьеса была там получена, Мильграм позвонил Коломенскому и попросил автора хотя бы три дня ни в какие переговоры ни с каким другим театром не вступать. Не дождавшись окончания назначенного срока, он опять же сам позвонил в Ростов и сказал: «Текст беру. Приезжайте». В течение одного дня было все решено без лишних слов: режиссеру было ясно, что делать с этим текстом. Автор безгранично доверял этому режиссеру. Мильграм сказал, что ставить эту пьесу он, главный режиссер Пермского театра, активно сотрудничавший с «Современником», будет в Москве. Пойдет ли она в Перми, пока неизвестно.

В Москве со всей остротой встал вопрос об исполнительницах. И это — в Москве, где, казалось бы, хороших актрис пруд пруди! Как опять не вспомнить про Антона Павловича, утверждавшего, что его «Трех сестер» может сыграть труппа, имеющая трех хороших актрис и мужчин… умеющих носить военный мундир.

Одна актриса, правда, была известна сразу, так как она-то и была для режиссера «точкой отсчета»: творческий тандем Мильграма с Лией Ахеджаковой хорошо известен. А далее…И автор поблагодарил судьбу, что, вспомнив о нынешней экологии, не вывел на сцену… семь старушек. В качестве второй старушки на сцену выйдет приглашенная из чеховского МХАТа Алла Покровская, третьей, третьей станет Галина Петрова. В качестве художника выступит Александр Горенштейн.

В ростовские театры автор со своей пьесой не показывался, так как не уверен, что здесь она получила бы сценическую жизнь. Правда, была попытка показать ее давнему другу и соратнику по сценическому искусству, тогдашнему режиссеру тогдашнего ТЮЗа Владимиру Чигишеву. Но после краткого разговора с Владимиром Борисовичем понял Михаил Юрьевич, что не дело для молодежного театра — старушек на сцене представлять. Хотя, собственно говоря, разве в старушках дело?…

Выпуск спектакля намечен на апрель. Но не случится ли после московской (дай бог, успешной!) премьеры пьесы ростовского автора следующая коллизия: провинциальные театры имеют обыкновение копировать московский репертуар. И они вынуждены будут вести переговоры с автором о постановке того драматического материала, на появление которого в собственных стенах в свое время не дали себе труд прореагировать. И все потому, что нашелся режиссер, увидевший возможность реализации пьесы на сцене, а остальные — нет?..

Вот такое развитие событий возможно «в наши дни, в глубине России». Так у автора, ростовского драматурга Михаила Коломенского, обозначено место действия его пьесы.

«Новая газета на Дону». № 04(25/1126), с.18


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Яндекс.Метрика