«Ани» — и опера по плечу!

В рамках презентации ансамбля донских армян «Ани» в качестве муниципального (а ансамбль существует уже более 20 лет) артисты представили публике два действия оперы Армена Тиграняна «Ануш» на сюжет поэмы Ованеса Туманяна.

Это не первая попытка представить национальную гордость армян — оперу «Ануш» — на донской земле. Асватур Даглдиян, один из старейшин местной самодеятельности, вспоминал в тот вечер, что еще лет сорок назад пытались артисты из народа осуществить эту постановку. Не зная нотной грамоты, разучивали партии на слух.

Да и в этот раз с клавиром оперы были проблемы — чуть ли не единственный ее экземпляр находится в Армении, в ереванском театре имени Спендиарова. С трудом, но достали его экземпляр, а вот оркестровку делал дирижер и художественный руководитель ансамбля «Ани» Григорий Хатламаджиян. «Самое сложное, — улыбался, рассказывая Григорий, — было приступить к работе. Но помогала фанатичная преданность оркестрантов своему делу.» Однако, надо думать, было ему не до смеха, когда то, что написано для симфонического состава оркестра, нужно было переложить для этого оригинального мини-оркестра, куда наряду с фортепиано, скрипками, флейтами и баяном, входили такие армянские народные инструменты, как уд, канон, тар, дудук. Еще раз повторимся, помогла фанатичная преданность музыкантов. Эту работу Григорий представил как дипломную в Ростовскую консерваторию, которую он в этом году заканчивает.

О вокалистах — разговор особый. По словам руководителя ансамбля, каждая девушка из ансамбля может солировать. Не говоря уже о Степане Бабияне, исполнителе партии Моси, брата главной героини. Окончив в свое время Ростовское училище искусств, мечтал он стать оперным певцом, но не знал, что мечта его все-таки осуществится и тут же, у него на родине.

Наибольшее впечатление на зрителей произвела Арина Бабиян, исполнительница партии Ануш. Красавица с потрясающим голосом, она поет с детства. Да, насколько помнит сама, с первого класса. Дитя двух народов (мама — казачка из станицы Романовской, отец — с хутора Ленинаван, где и проживает семья сегодня) после окончания сначала училища искусств, потом — Ростовского филиала Санкт-Петербургской академии культуры вернулась она домой, где и работает художественным руководителем в сельском Доме культуры. Сейчас там — четыре ансамбля, один из них — фольклорный, поющий как русские, так и армянские народные песни. А ведь до Арины здесь народные песни со сцены не исполнялись, это она заразила всех своей любовью к песне.

И на земле она работает — как же без этого проживая на селе: у отца, который, по ее словам, оставил учительство и занялся сейчас землей, надел в 12 гектаров. Но как бы не была она занята хозяйством и своей работой, два раза в неделю ездила в Чалтырь на репетиции (а это — полчаса на автомашине).
Во время же перед премьерой — гораздо чаще. Характер у нее твердый: если что решила, значит — как отрезала. А разве другой человек мог бы создать на сцене характер Ануш — настоящего дитя природы?! Ведь было их две — кандидатуры на эту партию. Одна девушка уехала, вот и сошелся, как говорят, на Арине весь белый свет. И ведь вытянула: не только вокальными изысками, но и своей нежностью, и преданностью покорила ее Ануш зрителей.

А все это — скорее всего в ней от бабушки Тамары, которая просто пропитана народной музыкальной культурой. Она собирала старинные армянские песнопения, которые и узнала от нее наша героиня. Сама Тамара Гуигяносовна до сих пор играет на мандолине. Была она и на спектакле, плакала, слушая внучку.

И еще одна деталь, которая не может не тронуть. В день премьеры — совпадение?! — в историко-этнографический музей села Чалтырь, который будет в апреле отмечать свое десятилетие, приехала из Ростова женщина. В подарок музею она привезла жемчужный пояс, один из тех, который армянская девушка должна была вышить к свадьбе. Тогда невеста считалась состоятельной. Таких поясов остались единицы: в голодные тридцатые годы почти все они были отнесены в Торгсин. На принесенном в подарок поясе вышиты и инициалы владелицы. Именно в нем вышла на сцену Арина Бабиян в роли Ануш.

В нынешних условиях нужна материальная поддержка энтузиазму и самоотверженности. Да и уровень исполнительского искусства ансамбля «Ани» приближен к профессиональному — тесны ему рамки народного ансамбля. Учитывая востребованность ансамбля, министерство культуры Ростовской области поддержало перевод ансамбля в ранг муниципального. Поддержал и глава администрации Мясниковского района Хачатур Аносян, подписав постановление «О сохранении и развитии народного музыкального творчества». Согласно ему ансамблю выделено десять штатных единиц, причем зарплаты по меркам бюджетников очень неплохие: так, ставка руководителя ансамбля проходит по 15 разряду ЕТС, оркестранта — по 12-му.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Яндекс.Метрика