Его творчество всегда рифмовалось со временем
В Ростовском областном музее изобразительных искусств работает выставка «Александр Мытников. К 130-летию со дня рождения». Она посвящена человеку, который создал логотип «Молота», украшающий первую полосу газеты и сегодня.
Газеты, журналы и книги
Есть утвердившееся в художественной среде мнение: сочини творец свой, ни на что предыдущее непохожий шрифт, и он уже войдет в историю. Александр Мытников такое шрифтовое решение (логотип) газете, сменившей свое имя с «Трудового Дона» на «Молот», предложил, и уже этим вписал свое имя и в историю издания, и в русскую художественную культуру. Путь, который привел его к этой, одной из им покоренных в жизни вершин, был долог.
В начале 1910-х годов Мытников окончил Грозненское реальное училище. Профессиональное художественное образование он начал получать в мастерских Москвы и Петербурга. После талантливо решенного оформления Вагнеровских юбилейных торжеств в 1913 году молодой художник был награжден полугодовой творческой поездкой в Мюнхен, в один из самых авторитетнейших центров художественного образования в Европе.
Окончив в Германии курс обучения, Мытников переехал в Санкт-Петербург, где Василий Матэ, выдающийся мастер офорта в русском искусстве тех лет, взял его в свою мастерскую. В то время он и начал публиковать свои иллюстрации в таких отечественных журналах, как «Огонек», «Солнце России», «Лукоморье».
В Ростов-на-Дону Мытников перебирается в 1919 году, где состоялась очередная выставка его офортов. И с той поры его судьба связана с донской столицей. Здесь началось сотрудничество мастера с театральными журналами «Сцена и экран» и «Театральный курьер», где появляются его графические портреты актеров. В 1922 году художник был назначен заведующим художественным отделом и иллюстратором в редакцию газеты «Трудовой Дон», затем в газету «Молот», логотип которой он и разработал по заданию редакции.
В 1931 году Александр Абрамович становится заведующим изоотдела Ростиздата и его же главным художником: он останется в этой должности до 1941 года. Чуть позже в Ростове появится областной отдел Союза художников СССР, основанный в 1939 году, в котором Мытников до того же 1941-го оставался первым председателем. И он же стал первым из донских художников, кто был удостоен высокого звания «Заслуженный деятель искусств».
Новые грани таланта
Великая Отечественная война внесла свои коррективы в судьбы людей: новые обстоятельства потребовали использование таланта художника в другом ракурсе. В период оккупации Ростова Мытников находился в Дагестане, где продолжает много работать, используя для этого технику акварельной живописи, технологией которой он владел мастерски.
Документально точно он фиксирует особенности национальной архитектуры, природный ландшафт горных селений, исторически значимые места, создавая при этом серию настоящих творческих документов, которые будут экспонироваться на ростовских выставках в 1946 — 1947 годах.
Привычка к точности каждой детали в работах вскоре пригодится художнику при создании уникального по своей прикладной ценности атласа военных травм. В него вошли около тысячи акварелей, запечатлевших самые различные ранения, процессы их оперирования и стадии заживания. О практической ценности этих акварельных таблиц говорит их использование в качестве наглядного пособия по военно-полевой хирургии. За этот труд Мытникову было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР», он был также награжден тремя медалями.
Театр
Александр Мытников всегда любил театр. Он — автор первой афиши театра, начавшего свою работу в Ростове в 1935 году — Драматического театра имени М. Горького. Этот плакат-афиша с изображением самого театрального здания впоследствии стало его логотипом. Любовь к театру мастера была известна всем, потому стоит ли удивляться, что в 1951 году Александра Абрамовича приглашают в Ростовский драматический театр имени Горького уже в качестве художника-постановщика. За семь лет работы здесь он оформил около 40 спектаклей по произведениям русской, советской и зарубежной драматургии. Его эскизы декораций всегда имели ценность самостоятельную, так как в них была видна общая художественная культура большого мастера, чье творчество органично впитало в себя талант графика, колориста и сценографа.
Ушел из жизни художник в 1960 году, работая над новыми эскизами, а их у него всегда было впрок.