Так и было
Спектакль по пьесе Константина Симонова «Так и будет!» в Волгодонском драматическом молодежном театре открыл ХVIII областной театральный фестиваль-конкурс «Мельпомена».
Эта романтическая драма Симонова основана на ситуации, когда в годы войны в квартиры жильцов, считавшихся без вести пропавшими, вселяли потерявших жилье при бомбежке с формулировкой «до возвращения законного владельца». В одну из таких квартир, в которой обосновалась семья видного архитектора, приезжает на побывку с фронта главный герой пьесы — инженер-полковник Савельев, и его неожиданное появление определяет все последующее действие пьесы.
Финал — по-чеховски размыт: полковник опять уезжает на фронт, но, следуя логике жизнеутверждающего тона пьесы, квартирного уплотнения, на сей раз — по собственному желанию, героям не избежать.
Этот спектакль отлично иллюстрирует любимую мысль Станиславского (и автора этих строк): «Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры». В этой пьесе есть две темы, которые ее автор, писатель, военный журналист и драматург, знал лучше всех — война, поскольку прошел ее от первого до последнего дня, и театр. Именно их пронзительней всего удалось воплотить исполнителям, как принято говорить, ролей второго плана.
Иван Воложанин играет адъютанта главного героя. Парень, как выясняется, до войны служил в театре. Ему довелось играть и совсем немаленькие роли — того же Счастливцева в «Лесе» Островского. Но с какой болью рассказывает герой Воложанина о том, как, приехав в Москву на побывку, он увидел в этой роли другого исполнителя. И вот сквозь сдерживаемые слезы, с комком в горле он признает: ни ордена, ни даже портрет в фойе театра не делают человека талантливым. Актер прекрасно демонстрирует душевное мужество своего героя, который сумел отличить огромное желание быть на сцене от своих возможностей.
Героиня Елены Сергеевой — майор медслужбы Анна Греч. Зрители не просто слушают, а «видят» ее рассказ о том, как разрешает священник оперировать в алтаре этой женщине-хирургу, беря грех на себя. Актриса простыми словами и, казалось бы, без эмоций демонстрирует, как переворачивает прежние стереотипы и каноны война.
При отдельных удачных моментах и удаче Игоря Таранова в создании образа главного героя всем исполнителям спектакля еще предстоит поработать, чтобы понять, как в нынешнем дне отзываются лейтмотивы войны, закончившейся 75 лет назад.