Трон дружбы не признает

Екатерина1

Людмила Ильина в спектакле «Царская охота»

Спектакль по пьесе «Царская охота» был представлен на ХVIII областном фестивале-конкурсе «Мельпомена» Донским театром драмы и комедии имени В. Ф. Комиссаржевской (Новочеркасск). Сама постановка посвящена памяти ее автора — замечательного советского драматурга Леонида Зорина.

Спектакль (режиссер — Петр Орлов) стал настоящим подарком к предстоящему празднику Восьмого марта, поскольку столь мощно созданных женских образов на донской сцене не доводилось видеть уже давно. Сюжет пьесы известен, но напомним: это противостояние Екатерины Второй (эту роль играет актриса Людмила Ильина) и самозванки Елизаветы (актриса Виктория Шатохина), которая в ходе развития сюжета именует себя княжной Володимирской.

Елизавета-Виктория-Шатохина

Елизавета-Виктория Шатохина

Замечательный текст пьесы четко и ясно показывает, какая страшная эта вещь — власть. И даже желание ею обладать ужасает. И проходит эта идея, в основном, через образ Екатерины, к которой исполнительница успевает в ходе спектакля вызвать и жалость (один только монолог вседержительницы российской о том, как ее, почти девчонку из прусской провинции, привезли в дикую страну и отдали в полную власть мужу-полуварвару, чего стоит?!), и ужас (ведь не держала же настоящая Екатерина голову Пугачева в руках, а ведь веришь, что так и было — настолько Ильина убедительна), и отвращение при наблюдении того, как удаляет она от себя бывших соратников, которые помогли ей занять российский трон.

Ильина не только хороша собой, она словно воплощает представление о том, какой должна быть императрица, восседая на троне, который стоит в прямом смысле слова на плечах у подданных (сценограф — Кристина Данилина). И все-то ей наряды хороши, но более всех идет ей розовый фрак с панталонами, в котором она появляется на балу. Но она не просто прекрасна как женщина, она — настоящий дирижер этого бального «оркестра», поскольку по движению ее то ли дирижерской палочки, то ли хлыста двигаются фигуры придворных в танце. Движением хлыста она отправляет в Европу (ведь на троне дружбы нет!) уже не нужную ей княгиню Дашкову (Елена Тоцкая), таким же движением избавляется и от Григория Орлова, бывшего любовника, им же она вертит и Фонвизиным, осмелившегося давать правительнице советы.

Кстати, «писательская линия», а Леонид Зорин не был бы отличным литератором, если бы не коснулся темы «творца и власти». Так вот, Фонвизин быстро поставлен на место с пожеланием счастья своей супруге. А пиит Михаил Кустов, до поры до времени собутыльник Алексея Орлова, бросает последнего после совершенной, пусть и по высшей воле, подлости.

Елизавета-и-Шишковский-Коня

Елизавета-Виктория Шатохина и Шишковский-Александр Коняхин

Но вернемся к балу и его дирижеру. Ох, как быстро понимает Екатерина, что хоть самозванка и в российских застенках, но чувства к ней таки не пропали у Чесменского героя после выполнения государственного задания. И ломается дирижерская палочка о колено той, которая ох, как надеялась повелевать не только умами, но и чувствами подданных.

Самозванка, конечно, жуть, как должна быть хороша собой (ведь только такая и может противостоять «матушке»), что и происходит с исполнительницей роли Елизаветы Викторией Шатохиной. Увы, драматург отвел ей, персонажу, не столь реальному, как императрица, не так много пространства в пьесе. Последний ее монолог трогателен, хотя слышен не далее третьего-пятого ряда….. Почему нельзя снабдить актрису микрофоном с гарнитурой, как и других исполнителей, вопрос интересный, но ответа не имеющий…

К недостаткам спектакля отнесем суету массовки (актерам креститься бы поучиться!) и их вопли к месту и не к месту — но это уже претензия к режиссеру .

Екатерина-и-Орлов

Сцена из спектакля «Царская охота»

Читайте также...